Бизнес подразумевает получение прибыли. Но даже высокий доход не означает, что компания эффективно использует ресурсы. Возможно, вложив ту же сумму в иной вид производства, вы получите денежный прирост в два раза больше. Чтобы это понять и повернуть финансовые потоки в нужное направление, рассчитывается рентабельность предприятия.
- Что такое рентабельность
- Каким образом рассчитать рентабельность
- Виды рентабельности и формулы для вычисления
- Рентабельность продаж (ROS)
- Рентабельность личного капитала (ROE)
- Рентабельность активов (ROA)
- Дополнительные виды
- Что такое порог рентабельности и как его высчитать
- Какая рентабельность считается приемлемой
- Как повысить рентабельность
- Анализ рентабельности
- Сравнительный анализ
- Факторный анализ
- Индексный анализ
- Самые рентабельные виды бизнеса
Что такое рентабельность
Рентабельность – важный экономический параметр, по которому определяется эффективность бизнеса по всем направлениям деятельности: кадры, ресурсы, производство, активы, инвестиции. Рассчитывать ее требуется не только фирмам, которые устоялись на рынке, но и вновь образовавшимся.
С помощью ее расчета прогнозируется:
- экономика компании в целом;
- результат от вложения в конкретный вид активов;
- доходность от тех или иных бизнес-процессов.
Еще рентабельность бизнеса рассчитывается при продаже. Если доход у компании высокий, а затраты на ресурсы минимальные, он будет стоить гораздо дороже.
Каким образом рассчитать рентабельность
При расчете рентабельности вычисляется коэффициент, выявляющий эффективность оборота ресурсов от вложенных активов. Показатель отображается в конкретных величинах и процентном соотношении.
Для этого применяется следующая формула:
Р (рент.) = П (прибыль) / В (выручка) * 100 %.
Например, предприятие за год выручило 15 млн руб. – весь доход, который поступил на счета. По окончании подсчета расходов на товары и зарплаты сотрудникам остается 3 млн руб. чистой прибыли.
Следовательно, P = 20 % (3 млн руб. / 15 млн руб. * 100).
Виды рентабельности и формулы для вычисления
Есть несколько разновидностей рентабельности. Все они нацелены на оценку дохода от бизнеса в результате использования всякого рода ресурсов.
Разделяют основные виды рентабельности и дополнительные.
К основным относится:
- P продаж (ROS);
- P личного капитала (ROE);
- P активов (ROA).
Рентабельность продаж (ROS)
Самый распространенный вид ROS показывает объем прибыли с отдельного рубля. Как пример, 10 % говорит о том, что с 1 руб. предприятие получило 10 копеек прибыли. Считается, что это нормальный минимальный результат.
Рассчитать в процентном эквиваленте можно следующим образом:
ROS (P продаж) = П (прибыль) / В (выручка) * 100.
Рентабельность личного капитала (ROE)
ROE (return on equity) – отношение чистой прибыли, которую получило предприятие, к вложенным средствам. Это деньги, вложенные владельцем в оборот за вычетом действующих долгов.
Рентабельность капитала сопоставима с прибылью от банковских вкладов. Например, при внесении 1 млн руб. под 6 % годовых по прошествии года заработок составит 60 тысяч руб.
ROE работает по аналогичному принципу. Предприниматель вкладывает средства в дело, которое впоследствии приносит чистый заработок, процент которого и будет составлять рентабельность капитала.
При таком расчете определяется уровень эффективности вложений, особенно когда в собственности не один бизнес или стоит выбор между вложением и приобретением акций.
Вид ROE рассчитывает следующая формула:
ROE = Net profit (чистая прибыль) / Equity capital (собственный капитал) * 100 %.
Рентабельность активов (ROA)
Return on assets (Р активов) обозначается аббревиатурой ROA. С ее помощью будет рассчитываться эффективность всех активов производства, вовлеченных в развитие (денежные средства, оборудование, недвижимость, автотранспорт).
Рассчитать ROA можно следующим образом:
ROA = Net profit (чистая прибыль) / Total Assets (общая сумма активов на конец года) * 100.
Дополнительные виды
К дополнительным видам рентабельности относятся:
- Р чистых активов (RONA). Это финансовый показатель, который демонстрирует эффективность использования активов до налогообложения и дает понимание того, какие средства предприятие может выделить в случае приближения непредвиденных ситуаций. Исходит из чистой прибыли, поделенной на сумму основного капитала и чистого денежного оборота.
RONA = Net profit (чистая прибыль) / (Fixed assets (основные средства + Тet working capital (чистый оборот)) * 100.
- Р производственных ресурсов (ROFA). Воспроизводит размер чистой доходности от недвижимости, автотранспорта, оснащения.
Формула ROFA = Net profit (чистая прибыль) / Fixed assets (основные финансы) * 100.
- Р производства в целом (ROTC). Позволяет оценить, в какой степени выигрышно обеспечивать и вести далее производство. Формула вычисления рентабельности производства имеет следующий вид:
ROTC = Производство / (Стоимость основных производственных фондов + средняя стоимость оборотных денег) * 100.
- Р сотрудников (ROL). Данный параметр позволяет рассчитать целесообразность содержания штата в целом, а также индивидуально взятых работников. Формула:
ROL = Net profit (чистая прибыль) / Рersonnel costs (сумма затрат на персонал) * 100.
- Р инвестиций (ROI). Использование такого же подхода, как и к рентабельности капитала, однако показатель эффективности инвестиций будет рассчитываться для всех разновидностей вложений: вкладов, трейдерских операций.
Формула ROI = Net profit (чистая прибыль) / Investment price (цена инвестиций) * 100 %.
- Р реализованной продукции (ROM). Оценивается величина дохода от продажи определенного количества товара, в том числе только созданного. Чаще такое вычисление проводится при формировании бизнес-проекта, с помощью которого можно выявить, эффективно ли инвестирование средств в предприятие.
ROM = Доход от продаж / себестоимость товаров * 100.
Что такое порог рентабельности и как его высчитать
Понятие порога рентабельности представляет собой прибыль, приближенную к позиции, способной покрыть затраты. Нормальный товарооборот достигает самоокупаемости, перестает терпеть потери, но еще не выходит в плюс – то есть соприкасается с точкой безубыточности, где затраты равны доходу. Именно коэффициент ПР (порога рентабельности) помогает отразить количество средств, которые необходимо вложить в предприятие, либо же отказаться от дополнительных вложений вообще.
Задача предпринимателя – как можно скорей проскочить порог рентабельности и начать получать прибыль. В случае затяжного застоя на нулевой черте экономика фирмы начнет падать. Чем больше отрыв в положительную сторону, тем стабильней будет считаться ситуация в компании.
Благодаря вычислению ПР прослеживается интенсивность течения бизнеса и наращивается нормальный запас финансовой прочности.
С помощью двух формул можно подловить момент перехода нулевого рубежа. Одна формула дает возможность узнать количество проданного товара для окупаемости, другая – выразить этот показатель в рублях.
BER = TFC / (P — AVC)
BER = BER * P
BER – Break-even point (предельная граница безубыточности);
TFC – Total fixed cost (регулярные (постоянные) расходы);
P – Price (себестоимость одного товара);
AVC – Average variable cost (непостоянные расходы на единицу продукта).
Для примера возьмем вид производства по пошиву курток, которые продают по 9 тыс. рублей за шт. Это и будет Р (Price).
Каждый месяц предприятие совершает коммунальные платежи (20 тыс. рублей), выдает заработную плату сотрудникам (150 тыс. руб.), оплачивает интернет-расходы и средства связи (3 тыс. руб.), арендную плату (170 тыс. руб.). Итого – 343 тыс. руб. Эта позиция относится к постоянным расходам (TFC).
На материалы для одной куртки уходит 3 тыс. руб. и 2,5 тыс. руб. – на пошив мастеру. Итого на переменные расходы (AVC) уходит 5,5 тыс. руб.
Для определения показателя порога рентабельности в куртках сумму постоянных расходов (TFC) делим на разницу между Р (Price) и (AVC), и получается формула:
343000 / (9000 – 5500) = 98 курток в месяц.
Именно столько курток понадобится продать в течение месяца, чтобы покрыть расходы и выйти на нулевую позицию. Соответственно, если объемы продаж выйдут за пределы 98 штук, предприятие начнет извлекать прибыль.
Далее вычисляем порог рентабельности в денежном эквиваленте, воспользовавшись второй формулой. Количество курток (98), которые необходимо реализовать, умножаем на Р (себестоимость одного товара).
98 * 9000 = 882000 руб. – размер выручки для ПР (порога рентабельности).
Какая рентабельность считается приемлемой
Считается, что благоприятный уровень рентабельности берет старт от 40 %, но не должен быть ниже 10 %. Низкий коэффициент рентабельности предупреждает предприятие о сокращении прибыли и необходимости изменения подхода к ведению бизнеса. Данные расчеты поможет вычислить специально разработанная формула.
Как повысить рентабельность
Когда сформировалось четкое представление о понятиях прибыли, доходов, расходов, а также об их правильном учете, выстраиваются стратегии по повышению рентабельности.
Есть несколько эффективных способов, чтобы рентабельность существенно начала расти вверх:
- увеличение выручки путем возрастания цен и количества продаж;
- оптимизация товарного ряда;
- переговоры с поставщиками о скидках или смена на новых;
- разработка мотивационного плана для сотрудников;
- сокращение необязательных расходов;
- пересмотр расходов на рекламу;
- закрытие проектов, приносящих убыток;
- сокращение покупки расходных материалов;
- избегание штрафных санкций со стороны проверяющих лиц;
- переход на современные автоматизированные учетные программы.
Анализ рентабельности
Анализ рентабельности – важное звено оценки имущественного и финансового состояния дел на предприятии. С его помощью можно выявить:
- вид отрасли, где требуется оптимизация;
- позиции, на которых следует снизить затраты;
- места для стимулирования продаж;
- товары, от которых следует избавиться, так как они не приносят выгоды;
- подробную структуру развития рынка продаж;
- слабую конкурентоспособность.
По способам проведения анализа разграничивают несколько основных видов: сравнительный, индексный и факторный.
Сравнительный анализ
После расчета показателя рентабельности выполняется сравнительный анализ, где сравнение идет с такими показателями:
- конкурентной стороны;
- за прошедшие периоды;
- среднеотраслевыми величинами.
Факторный анализ
Позволяет определить причины (факторы) внешние и внутренние, повлиявшие на перемены в прибыльности бизнеса, такие как:
- заводская цена товаров или услуг;
- расходы на зарплату персоналу;
- ценовая категория товаров;
- объем продаж.
Для проведения факторного анализа может быть задействован различный вид прибыли, например, есть единая формула:
ФАКТОР (объем продаж) = Чистая прибыль / Выручка.
Индексный анализ
Метод индексного анализа помогает отследить тенденции к постоянству либо несогласованности скорости роста прибыли, а также сезонные спады.
Подразделяется на базисный и цепной виды. При первом показатели сводятся к единому базисному знаменателю (Ip = pn: рn — 1 = pn р0 р0 рn-1), при втором – по порядку один к другому (Ip= p1; Ip= p2; Ip= p3; Ip= pn. р0 р1 р2 pn-1).
Самые рентабельные виды бизнеса
Согласно статистике, к самым рентабельным относятся:
- сельскохозяйственная отрасль – около 16,5 %;
- производство продуктов питания – 10 %;
- торговля розничными продуктами питания – 7–8 %;
- оптовая продажа промтоваров – 7–7,5 %;
- ресторанный вид бизнеса – 6,5 %;
- строительный – 5,5 %.
Каким бы привлекательным ни казался бизнес-план, он никогда не подействует, если предприятие не вложит достаточного количества финансов и не будет отслеживать рентабельность. Плюс ко всему требуется максимальное использование усилий и времени. В совокупности комплексный подход к работе сможет дать не только высокий процент эффективности затрат, но и предоставит возможность максимально увеличить доходность.
Чтобы рассчитать рентабельность своего бизнеса и получить квалифицированную консультацию по ее увеличению, обратитесь в «Инфинанс». Наши специалисты оказывают юридическое, налоговое, бухгалтерское сопровождение компаний под ключ, дают советы по оптимизации работы компаний любой формы собственности.