Ответственность за предоставление ложной информации в онлайн-курсах

Онлайн бизнес
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Многие компании и специалисты из-за пандемии лишились прибыли в офлайне. Особо предприимчивые нашли решение финансовых проблем в Интернете – принялись учить аудиторию всему подряд: как правильно зарабатывать, как управлять своим временем, как эффективно общаться. Иногда специалисты онлайн-школ в своих уроках вещают прописные истины, а иногда и откровенную ерунду. В связи с этим возникает вопрос об ответственности инфобизнесменов за качество и достоверность их курсов, а также о возможности клиентов вернуть бесполезно потраченные деньги.

Покупка онлайн-курса: юридические аспекты

Обычно в качестве договора, подтверждающего согласие на покупку, выступает публичная оферта, размещенная в Интернете, или пользовательское соглашение, которое клиент получает по специальному запросу. Содержание оферты и пользовательского соглашения определяется спецификой программы обучения. Продавец в тексте обязан указать:

  • наименование дисциплины;
  • количество уроков, лекций, вебинаров в программе;
  • стоимость;
  • порядок оплаты;
  • способы и условия возврата оплаты.

Изменить условия оферты и пользовательского соглашения нельзя. Пользователь может только принять их или отказаться от покупки. Согласно п. 3 ст. 438 ГПК РФ, договор вне зависимости от формы считается заключенным после того, как покупатель передает продавцу деньги за товар.

Как вернуть оплату за непрофессиональный онлайн-курс

Часто дистанционные лекции и мастер-классы не несут никакой профессиональной и смысловой ценности:

  • сведения, которые лектор выдает за «секреты», на самом деле размещены в открытых источниках;
  • содержание уроков носит антинаучный характер;
  • смысл лекций не соответствует заявленной тематике.

В таких случаях покупатель имеет право расторгнуть договор и потребовать свои деньги назад. Онлайн-курс – это услуга, пусть даже и оказывалась она в удаленном формате. На нее распространяются положения федерального Закона «О защите прав потребителей». Ст. 32 гласит, что потребитель может в любой момент отказаться от получения услуги, если считает ее не соответствующей условиям договора. В идеале продавец обязан в течение десяти дней после получения претензии вернуть деньги.

Однако на практике «специалисты» научились обходить эту норму закона. Большинство оферт о покупке онлайн-курсов содержат положения о том, что услуга считается полностью оказанной после предоставления доступа к обучающим материалам. Другими словами, когда продавец скидывает ученику в мессенджер или на электронную почту методичку или ссылку на запись лекций. Иначе говоря, с этого момента покупатель уже не может жаловаться на низкое качество контента, так как услуга заключалась не в обучении, а только в открытии доступа. Чтобы избежать проблем с возвратом денег, нужно внимательно читать оферту и не оплачивать подобные курсы.

Можно ли вернуть оплату, когда и как это сделать

Вернуть деньги за онлайн-курс можно. Но при этом нельзя ссылаться только на то, что он не понравился. Необходимо доказать, что качество обучения не соответствует тем параметрам, которые продавец указал в договоре (оферте). Например, объем или содержание программы не соответствуют обещаниям, отсутствовала обратная связь, которая по условиям договора должна быть. Встречаются также жалобы на то, что лекторы самостоятельно меняли график занятий или вовсе не проводили их.

Желательно еще до внесения оплаты истребовать у автора курса документацию, где утверждено расписание и количество лекций, указана квалификация преподавателя и точная продолжительность программы. Так покупателю будет что предъявить продавцу в случае низкого качества продукта.

Ответственность коучей

Наказать недобросовестного коуча можно в том случае, если он откажется вернуть деньги добровольно:

  • продавца можно обвинить в мошенничестве, если, получив оплату, он не предоставил доступ к образовательным материалам либо заявлял об участии лекторов, договоренностей с которыми не было;
  • за недостоверную рекламу о продукте можно пожаловаться на автора в Роспотребнадзор. Для этого придется доказать расхождения рекламной и фактической информации. В результате рассмотрения жалобы продавец может быть привлечен по ст. 14.3 КоАП РФ и приговорен к штрафу до 500 тыс. руб.;
  • за обучение без лицензии могут привлечь по ст. 14.1 КоАП РФ. Такое возможно, если курс подпадает под законодательные критерии образовательной программы и если по окончании обучения выдается сертификат или диплом.

Как выбрать онлайн-курс

Чтобы приобрести качественный тренинг, нужно внимательно читать оферту или договор, изучить отзывы тех, кто уже покупал этот продукт, узнать у пользователей, насколько качественная программа и удалось ли кому-нибудь вернуть деньги. Кроме того, стоит обратить внимание на образование и специализацию автора. Если коучингом по личностному росту занимается учитель пения, то стоит задуматься о качестве его лекций. Необходимо уточнить наличие лицензии, если программа считается образовательной и подпадает под требования ст. 2 № 273-ФЗ.

Законодательное регулирование

В большей степени правовую основу инфобизнеса составляет законодательство о защите прав потребителей, поскольку онлайн-курсы – это полноценный продукт или услуга. С 2022 года в Государственной Думе обсуждается вопрос о создании рабочей группы по анализу этой части рынка. Предполагалось, что рабочая группа оценит возможность применения более жесткого наказания за качество и содержание курсов, а также займется разработкой специального реестра и сертификацией онлайн-лекторов. Однако до настоящего времени все эти проблемы так и не получили какого-то окончательного решения.

Если обучение еще не началось

Согласно ст. 32 закона «О защите прав потребителей», покупатель имеет право отказываться от исполнения сделки с продавцом при условии, что он выплатит продавцу все фактически понесенные им расходы. Хотя в случае покупки онлайн-курсов возникновение таких расходов маловероятно.

Часто оферта (пользовательское соглашение) содержит нормы, исключающие возможность возврата денег за продукт. Такие положения считаются незаконными, поскольку право потребителя на отказ от товара установлено законом. Поэтому, даже если автор уверяет пользователя, что «деньги вернуть не удастся», что «он знал, на что шел, соглашаясь с офертой», пользователь в любом случае имеет право получить назад свои деньги.

Вы уже приступили к освоению курса

Возможность возврата оплаты зависит от причин отказа от обучения. Например, пользователя устраивает качество контента, но по личным причинам он решил отказаться от прослушивания лекций. Получить назад свои деньги покупатель может, если доступ к лекциям предоставляется не сразу, а поэтапно. В таком случае исполнитель должен вернуть средства за вычетом стоимости уже прослушанных пользователем занятий. Если же доступ к материалам был сразу полностью открыт, автор может не возвращать деньги из-за отсутствия правовых оснований.

По-другому складывается ситуация, когда покупателя не устраивает качество продукта. В таком случае защитить свои интересы он может одним из трех способов:

  • требовать безвозмездно устранить недостатки (если это позволяет специфика программы);
  • снизить стоимость оказанной услуги;
  • полностью расторгнуть сделку и потребовать возврата оплаты в полном объеме.

Пользователь должен доказать, что фактический контент не соответствует рекламе. В случае с онлайн-курсами сделать это относительно несложно. Достаточно представить суду сам образовательный материал и распечатки тех рекламных сообщений, которые распространял продавец.

Компания «Инфинанс» оказывает юридическую поддержку физическим и юридическим лицам по разным вопросам. Наши специалисты всегда в курсе последних изменений в законодательстве, поэтому помогут выстроить стратегию поведения. Деньги за некачественный онлайн-курс вернуть можно, но самостоятельно очень трудно разобраться во всех нюансах. Поэтому мы рекомендуем сразу обращаться к специалистам.

Закон «О защите прав потребителей» четко регулирует процедуру возврата средств за некачественный товар. Однако бороться с недобросовестным инфобизнесменом самостоятельно бывает очень сложно. Заручившись поддержкой опытного юриста, клиент не только сбережет нервы, но и получит назад свои деньги.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса