Мотивация сотрудников – эффективные способы мотивации персонала

Структурирование бизнеса

Даже самый талантливый управленец не сможет добиться успеха без команды сотрудников, заинтересованных в результате. Как мотивировать сотрудников на работу – эту задачу приходится решать каждому руководителю, если он хочет построить успешный бизнес. Для решения проблем мотивации разработано несколько научных теорий, опробованы разнообразные практические методы. Поэтому не нужно изобретать велосипед в поисках эффективных способов мотивирования – достаточно внедрить уже проверенные наработки.

Что такое мотивация персонала

Так называют систему методов, направленную на повышение эффективности работы каждого сотрудника. Мотивацию часто путают со стимулированием, но это более сложное понятие. Стимулирование – это внешнее воздействие, положительное (например, премия) или отрицательное (выговор). Мотивация – это внутреннее побуждение человека, его собственное осознанное желание выполнять свою работу с максимальной эффективностью. Мотивированный сотрудник не просто выполняет свою задачу – он делает это активно и с удовольствием.

Обычно разработкой мотивирующих методов занимаются HR-специалисты. Но уметь мотивировать свой коллектив должен каждый руководитель. Это непростая задача, требующая лидерских качеств, знания основ психологии, индивидуального подхода к каждому сотруднику.

Задачи мотивации:

  • сплочение коллектива;
  • укрепление лояльности сотрудников;
  • привлечение и удержание квалифицированных специалистов;
  • повышение успешности деятельности компании, ее прибыльности или других важных показателей;
  • оптимизация ключевых бизнес-процессов, повышение эффективности управления.

Грамотная мотивация – это эффективный инструмент для развития компании и преодоления сложных периодов. Ее формирование – непростой процесс, требующий правильного сочетания различных методов.

Методы мотивации сотрудников

Все методы мотивации можно разделить на две основные группы: материальные и нематериальные. К материальным относятся денежные поощрения: зарплата, премии, скидки на продукцию и услуги, надбавки.

Нематериальные методы не измеряются в деньгах, но они могут быть не менее важными и эффективными. Это социальный пакет, комфортный график, хорошие взаимоотношения в коллективе, повышение квалификации за счет компании, карьерный рост, корпоративные мероприятия, похвала руководства.

В полном соответствии с пирамидой Маслоу материальные стимулы выходят на первое место. Зарплата должна удовлетворять физиологические потребности человека, а стабильность и комфортные условия труда дадут чувство безопасности. Если эти потребности удовлетворены, большое значение приобретают нематериальные стимулы, которые помогут добиться верхних ступеней пирамиды Маслоу – признания и самореализации.

Что учесть, чтобы всё сработало

Мотивация может быть прямой и косвенной. Прямые стимулы направлены на самих работников. Но мотивировать сотрудников можно и косвенно, помогая членам их семей. Это могут быть новогодние детские подарки, семейные путевки, помощь в трудоустройстве супругов и другие виды поддержки, материальной или нематериальной.

Различают также положительную и отрицательную мотивацию. То есть для успешной работы нужно использовать не только «плюшки» для добросовестных работников, но и отрицательные стимулы для не желающих работать. Необходима продуманная система штрафов с четко оговоренным порядком взысканий.

Максимальной эффективности можно добиться только при комбинировании разных методов и индивидуальном подходе к каждому сотруднику. Так, для рабочего эффективным стимулом станет надбавка за хорошую работу, а для квалифицированного специалиста более важным может оказаться карьерный рост или возможность профессионального обучения. Кроме того, систему мотивации необходимо периодически корректировать.

Способы мотивации персонала

Чтобы эффективно мотивировать коллектив, необходимо использовать различные виды мотивации – как проверенные стандартные, так и необычные, с использованием креативных находок.

Материальные поощрения

Самый простой и проверенный способ мотивации, который работает безотказно. Безусловно, есть люди, для которых важны и другие методы, но от денег еще никто не отказывался. Материальные поощрения могут быть в следующем виде:

  • Повышение зарплаты – даже 5–10 % станут мощным стимулом.
  • Премии – за профессиональные достижения, внесение рацпредложений, креативные идеи или по другим поводам.
  • Подарки – это могут быть не только традиционные презенты к праздникам, но и поощрения за хорошую работу в виде путевок, абонементов в бассейн или спортзал, именных часов.
  • Благоустройство рабочего места – хотя сотрудник не получает наличных денег, его можно эффективно мотивировать при помощи эргономичной мебели и современной техники. Сегодня многие процветающие крупные компании обустраивают для персонала не только рабочие офисы, но и уютные места отдыха, столовые, спортзалы. Статистические данные доказывают, что комфортные условия работы служат серьезным стимулом при выборе компании.
  • Скидки – распространенная практика, когда сотрудники компании имеют право приобретать продукцию или услуги компании с существенной скидкой, также применяется система скидок от компаний-партнеров.
  • Дотации на питание – это могут быть полноценные бесплатные обеды с доставкой в офис или закупаемые за счет компании чай, кофе для общей кухни; это воспринимается как забота о сотрудниках и мотивирует к добросовестной работе.
  • Обучение за счет компании – специалист высоко оценит возможность повысить свой профессиональный уровень за счет компании, а затем вернет затраченные средства, применяя полученные знания на практике.
  • Другие способы – мотивировать сотрудников можно при помощи дополнительных выходных, льготной мобильной связи, оплаты семейных путевок, медицинской страховки и других материальных стимулов.

Словесные поощрения

Заслуженная похвала от руководства в присутствии других коллег окрыляет не меньше, чем премия (оптимальный вариант – сочетание похвалы и премии). Грамотный менеджер никогда не упустит возможности отметить достижение сотрудника, тем самым повышая его лояльность и мотивируя к дальнейшим успехам. Есть и другие способы подчеркнуть значимость персонала:

  • Выделение лучших сотрудников – это может быть Доска почета, присвоение звания «Лучший работник месяца» или другие способы обнародовать имена тех, кто работал лучше других. Признание заслуг станет мощной мотивацией, чтобы не уступать почетное звание или завоевать его впервые. Словесное поощрение можно подкрепить какими-либо материальными бонусами.
  • Возможность общения с начальством – менеджер не должен быть недоступным небожителем, стоит выделить определенное время, когда сотрудник сможет прийти на прием со своими проблемами. Это не только укрепит необходимое чувство безопасности и стабильности в коллективе, но и позволит персоналу доносить до начальства свои предложения по организации работы, среди которых могут оказаться очень полезные рекомендации.
  • Умение услышать каждого – иногда природная застенчивость не позволяет человеку высказать свое мнение, даже если он умнее и талантливее своих коллег. Ему помогут раскрыться коллективные игры, мозговые штурмы и другие виды командных работ. Дав возможность каждому высказать свое мнение, можно получить очень интересные идеи именно от недавних молчунов.

Возможности карьерного роста

К продвижению по карьерной лестнице стремится большинство сотрудников, но не у всех хватает терпения его дождаться. Не видя для себя перспектив роста, человек может уйти в другую организацию. Если руководитель отметил лидерские качества и карьерный потенциал сотрудника, но не может по какой-либо причине повысить его прямо сейчас, то стоит сообщить ему о перспективах заранее. Человек, знающий о предстоящем повышении, готов подождать появления вакантной должности и не искать вакансии на стороне.

Нестандартные способы мотивации

В качестве яркого примера нестандартного подхода к мотивации можно привести способ Уолта Диснея: он изменил название должностей на более благозвучные. В его империи самой непрестижной считалась работа в прачечных. Дисней просто переименовал их в текстильные службы, и этого оказалось достаточно для поднятия престижа работников и сокращения числа увольнений без каких-либо материальных затрат. Этот способ широко применяется в наши дни: например, уборщица именуется сотрудником службы клининга.

Есть и другие креативные рекомендации по повышению мотивации, например:

  • система начисления баллов за определенные достижения, которые затем можно использовать для приобретения бонусов (дополнительного выходного);
  • разрешение приносить в офис домашних любимцев;
  • обед с топ-менеджером;
  • индивидуальный график работы;
  • возможность обучения у признанных экспертов высокого уровня.

Как мотивировать удаленных сотрудников

В период пандемии резко увеличилось количество сотрудников, работающих из дома. Оценив преимущества удаленной работы, большинство из них не желает возвращаться в офисы даже после окончания карантина. Но удаленный персонал нуждается в мотивации не меньше тех, кто каждый день лично является на рабочее место.

Как повысить эффективность такой работы:

  • По возможности организуйте личное знакомство, пригласив нового сотрудника в офис или даже в другой город (за счет компании). Это позволит составить более точное мнение о человеке.
  • Ставьте конкретные задачи с конкретными сроками и контролируйте их выполнение.
  • Организуйте коллективное онлайн-общение с помощью систем видеосвязи – тренинги, конференции, мозговые штурмы. Это позволит сплотить сотрудников, а новичкам – влиться в коллектив.
  • Обсуждайте с сотрудниками пути развития проекта, делитесь планами.

Продуманная система мотивации – отличный способ увеличить заинтересованность каждого работника в успешности компании, достижении общих целей. Мотивированный сотрудник не станет просто отсиживать рабочий день, выполняя рутинные обязанности. Доброжелательная атмосфера, комфортное рабочее место, заинтересованность в конечном результате своей работы мотивируют его к максимальной отдаче, инициативности, профессиональному росту и преданности своей компании. Вы можете пригласить сотрудника консалтинговой компании «Инфинанс», который проанализирует, как в организации реализуется система мотивации, и поможет найти способы сделать ее более эффективной.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса