Как проверить контрагентов

Структурирование бизнеса
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Каждый бизнесмен в начале своего пути наверняка хоть раз задумывался о том, зачем проверять контрагента на добросовестность. Между тем тщательная проверка – это обязательный этап, по результатам которого можно принимать взвешенное решение о дальнейшем сотрудничестве.

Как проверить контрагента: пошаговые действия

Оценка благонадежности контрагента строится на всесторонней проверке. Все этапы можно собрать в несколько шагов:

  1. Проверить документы владельца компании и ключевых сотрудников. У всех, кто не является гражданином РФ, должно быть разрешение на работу.
  2. Изучение основных документов компании – потенциального партнера. Оригиналы необязательны, достаточно запросить копии.
  3. Проверить адрес регистрации. Иногда бизнес регистрируют на массовые адреса (где уже числится несколько организаций), что может послужить поводом для обоснованных сомнений.
  4. Изучение актуальной выписки из ЕГРЮЛ на предмет систематических изменений. Если в компании недавно сменился директор или собственник, стоит проявить особую внимательность при переговорах и заключении договора. Любые возникшие сомнения – повод задать соответствующие вопросы.
  5. Проверить статус директора через реестр дисквалифицированных лиц на сайте Налоговой службы.
  6. Проверить финансовый статус контрагента. Сделки с банкротом в любой момент могут быть оспорены судом как недействительные.
  7. Запрос и изучение бухгалтерской отчетности. Число сотрудников и обороты компании также имеют значение, поскольку эти данные должны быть сопоставимы с масштабом бизнеса.
  8. Проверить потенциального партнера через реестр недобросовестных поставщиков, базу судебных приставов, картотеку арбитражных дел.

Патент, разрешительные лицензии, нотариальные доверенности – всё должно быть актуальным и соответствующим деятельности добросовестного контрагента. Нелишним будет убедиться в полномочиях лиц, занимающих руководящие должности. Если директор компании-партнера – номинальное лицо, в дальнейшем наверняка возникнут проблемы с контролирующими органами.

Зачем проверять контрагентов

Стоит понимать, что внешний лоск компании – это далеко не показатель ее благонадежности. Отзывы могут быть заказными, обильная реклама и презентабельный офис – способом привлечь больше партнеров.

Зачем тщательно проверять контрагентов и чего можно добиться:

  • Выявить компании-однодневки. Порой фирмы как таковой в принципе нет, однако сайт и расчетный счет для получения денег функционируют.
  • Выявить недобросовестных исполнителей. Строительная бригада может не сдержать обязательств и пропасть, а поставщик – получить оплату и не отгрузить заказанный товар.
  • Выявить мошенников, которые занимаются отмыванием денег или совершают иные финансовые преступления.
  • Убедиться в стабильности финансового положения контрагента. Если компания уже находится в стадии банкротства на этапе конкурсного производства, ее деятельность приостанавливается. Сотрудничать с таким предприятием запрещено.

Должная осмотрительность и полное изучение документов займут какое-то время, однако такой подход позволит предотвратить проблемы с налоговой и убережет от потерь (денег или продукции).

Когда проверять контрагентов

Каждое новое сотрудничество стоит начинать с полной проверки контрагента. Причем его фактическая роль в конкретной сделке не так уж важна: поставщик может не исполнить обязательств, а заказчик – не начислить положенной оплаты.

Если по результатам проверки благонадежность вызывает вопросы, лучше подыскать другого контрагента.

Помимо потенциальных партнеров, имеет смысл регулярная проверка действующих. Если дела компании пойдут не очень, это можно вовремя отследить и предупредить возможные негативные последствия для своего бизнеса.

На что обращает внимание налоговая

Сотрудничество с сомнительной компанией может повлечь проверки со стороны Федеральной налоговой службы. Такой исход – приемлемая мера, поскольку по закону любой бизнес обязан проявлять должную осмотрительность и самостоятельно проверять контрагентов.

Один из косвенных сигналов о том, что проверка всё же проводилась, – запрос полного комплекта документов. ФНС также проверяет:

  • соответствие кодов ОКВЭД реально осуществляемой деятельности;
  • достоверность данных об адресе компании, ее директоре;
  • размер уставного капитала;
  • официальное количество сотрудников и соответствие этого числа размеру и категории бизнеса (микропредприятие, малый или средний бизнес).

Выявив компанию-мошенника, контролирующие органы начинают тщательную проверку всех его партнеров. Помимо затраченного на разбирательства времени, сомнительное сотрудничество может стоить хорошей репутации.

Шаги по проверке контрагента

На начальном этапе стоит запросить у потенциального партнера основные документы компании (предпринимателя):

  • устав;
  • ИНН;
  • ОГРН/ОГРНИП (для ИП);
  • протокол решения о назначении генерального директора.

Если контрагент отказывается представить данные или утаивает часть информации, это можно расценивать как веское основание для прекращения взаимодействия.

Выписки из доступных реестров – хороший способ убедиться в реальности компании и соответствии ее деятельности предполагаемым контрактам. Стоит насторожиться, если по бумагам организация занимается праздниками, но по факту предлагает сотрудничество совсем в другой области.

Обратите внимание: если бизнес имеет несколько диаметрально разных направлений деятельности (например, детские игрушки и строительство), это может косвенно свидетельствовать об отмывании денег.

Само по себе использование массового адреса для регистрации бизнеса не признак фиктивной организации. Однако в совокупности с остальными деталями этот фактор может играть ключевую роль при принятии решения.

Проверить потенциального партнера можно как на платных ресурсах, так и при помощи бесплатных сервисов и открытых источников.

Проверить сведения на сайте ФНС

Налоговая служба успешно собрала несколько информационных баз, в которых содержатся все необходимые данные. Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет узнать самые важные сведения о юридических лицах и ИП, используя только ИНН.

Пробивать финансовый статус можно на «Федресурсе» (ЕФРСБ), где собраны актуальные сведения о должниках и дисквалифицированных лицах. Дисквалифицированным является сотрудник, которого отстранили от руководящей должности. Важно понимать, что такой директор не вправе вести какую-либо деятельность от имени компании. Исключение – работа по доверенности от действующего сотрудника, уполномоченного принимать подобные решения. В ином случае самодеятельность отстраненного лица чревата административным наказанием и аннулированием подписанных договоров.

Если бизнес потенциального партнера находится в стадии ликвидации, данные об этом будут в «Вестнике государственной регистрации». Получить информацию на сайте можно по ИНН, полному наименованию компании или ОГРН.

Собрать информацию из открытых источников

Пробивать благонадежность контрагента можно по открытым источникам:

  • ЕИС в сфере закупок. Данные из Единой информационной системы позволят выявить недобросовестного поставщика или подрядную организацию.
  • «Электронное правосудие». Экономические споры – малопривлекательное подспорье при заключении контракта. Проверить участие контрагента в подобных делах можно в картотеке арбитражных дел.
  • Росстат. Он предоставляет бухгалтерскую отчетность компании вплоть до 2018 года. Более свежие данные отражены в «Прозрачном бизнесе».
  • ФССП. В службе судебных приставов можно проверить контрагента (юрлицо) или фактического директора (физлицо) на предмет наличия задолженностей.
  • ЕГАИС. Узконаправленный сервис, при помощи которого можно убедиться, что производитель или продавец алкогольной продукции ведет свою деятельность на законных основаниях.
  • Роскомнадзор отслеживает соблюдение законодательства в сфере связи, рекламы, информационных технологий.
  • Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД) контролирует трудовую деятельность иностранных граждан на территории страны. Здесь же можно убедиться в актуальности российского паспорта руководителя.
  • Если представитель партнера действует на основании доверенности, ее подлинность следует проверить в Нотариальной палате (ФНП).

Чтобы косвенно убедиться в реальности компании, можно проверить ее членство в Торгово-промышленной палате. Мошеннические организации-однодневки, скорее всего, вступать в ТПП не станут.

В зависимости от вида деятельности контрагента допустимо использовать и некоторые другие ресурсы. Патенты и разрешительные лицензии также подлежат детальному изучению.

Чтобы не заниматься процедурой самостоятельно, можно доверить это эксперту компании «Инфинанс». Опытный специалист детально проверит все данные о контрагенте, используя информацию как с официальных ресурсов, так и из надежных доступных источников. При неоднозначных результатах от сотрудничества стоит воздержаться.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса