Какие нарушения налоговых проверок встречаются чаще всего

Налоговая оптимизация
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Нарушение налоговых проверок – явление нередкое, хотя сами контролирующие службы обязаны следить за соблюдением другими лицами требований, прописанных в НК РФ. Нарушения, совершаемые налоговиками, несомненно, ущемляют права налогоплательщиков, но не всегда могут быть основанием, чтобы оспорить принятое решение. Чтобы понимать, когда стоит обращаться в суд с обжалованием, а когда не имеет смысла, нужно иметь хотя бы общее представление о самых частых нарушениях налоговых проверок.

Виды нарушений – от незначительных до самых серьезных

В пункте 14 ст. 101 НК РФ обозначено, что, если должностные лица ИФНС не соблюдают прописанные законом требования, это может стать основанием, чтобы вынесенное решение отменить. Тогда проверяемый не привлекается к ответственности, все предписанные штрафы аннулируются. Но в этой статье Налогового кодекса не уточняется, что подразумевается под существенным нарушением.

В процессе практики экспертами были выделены некоторые часто встречаемые несоблюдения требований со стороны контролирующей инспекции, при доказательстве которых можно попробовать оспорить вынесенное решение. К ним относят следующие:

  • Проверяемое лицо не имело доступа к процессу рассмотрения материалов.
  • Налоговики не предоставили возможности проверяемому дать объяснения по ошибкам и несоответствиям.

Эти условия считаются существенными. При их обнаружении решение проверяющего органа отменяется.

Можно также попробовать оспорить вынесенное решение при следующих обстоятельствах:

  • Не было получено извещение с конкретным указанием числа времени и места рассмотрения материалов по делу, или оно поступило уже после назначенной даты.
  • Отсутствуют доказательства, которые подтверждают законность начисленных пеней, штрафов.
  • Инспекцией нарушены сроки проверок, прописанные в Налоговом кодексе.

Среди других частых нарушений налоговых проверок, которые не всегда удается оспорить, выделяют:

  • Корректировку цен. Нередко применяется контролерами с целью доначисления налогов в случае, когда, по их мнению, тарифы, представленные в отчете, не совпадают с рыночными. Налоговая инспекция имеет на это право, но только в конкретных случаях (относительно внешнеторговых сделок, бартерных операций, если цена отклоняется в большую или меньшую сторону более чем на 20 % от тарифов в случае со сделками между взаимосвязанными участниками).
  • Проверку всей компании. К зоне ответственности контролирующих органов относится только правильность исчисления налогов.
  • Контроль за всеми. Имеют право проверить только тех контрагентов, которые непосредственно относятся к проверяемой организации.
  • Притягивание сторонних документов в качестве обоснований своих действий.
  • Проверку проводят не те сотрудники, которые указаны в документах. Подобные действия считаются незаконными, и проверяемый вправе отказать в посещении территории организации.
  • Невозврат проверяемой документации. Оригиналы желательно не отдавать. Лучше потратить время и сделать копии всех требуемых документов.
  • Отказ возместить НДС. Многие специалисты ИФНС уверены, что это не такая крупная сумма, из-за которой налогоплательщик захочет судебных разбирательств. В этом случае есть возможность оспорить не отказ, а в целом решение проверяющего органа.
  • Повторная проверка. Если контролеров не устроило аннулирование их решения, они могут прийти вновь, только в это раз доначисления будут более существенными, поэтому проверяемому придется снова обращаться в суд.
  • Выемка документов без письменного постановления. Принудительное изъятие бумаг возможно только при наличии существенных оснований.

Нарушений при налоговых проверках бывает много. Но не всегда суд рассматривает их как достаточные основания для аннулирования принятого решения.

Затягивание проверки

Согласно ст. 89 НК РФ, продолжительность проверки не должна превышать 60 дней. Но при определенных обстоятельствах этот период может быть увеличен от 4 месяцев до полугода.

Как правило, продление сроков налоговиками должно подкрепляться серьезными основаниями. Это может быть:

  • утаивание документов;
  • получение соответствующей информации от правоохранительных органов;
  • некоторые обстоятельства, не зависящие от налоговой инспекции;
  • обилие информации, которую проверить в отведенный срок физически невозможно.

На практике установленные сроки часто игнорируются. Однако в соответствии со ст. 101 НК РФ это не относится к грубым нарушениям выездной налоговой проверки. В большинстве случаев суды показывают снисходительное отношение к таким действиям, даже если явно видно, что затягивание сроков умышленное.

При этом право на продление периода проверки предоставил Конституционный суд РФ. В постановлении от 16.07.2004 № 14-П КС обозначил, что сроком проверки считается время, когда инспекторы находятся на территории налогоплательщика. В этот срок входит период, когда:

  • проводится опись;
  • ведется обследование зданий, используемых с целью получения денежной выгоды;
  • идет выемка документов и их изучение.

Если говорить об экспертизах и встречном контроле, время, потраченное на них, не входит в период самой проверки, что регламентируется п. 9 ст. 89 НК РФ. Она может быть приостановлена и возобновлена столько раз, сколько захочет проверяющая служба. Учитывая позицию КС, положительное решение в этой ситуации практически никогда не выносится в пользу организации.

Очевидно, что контролирующая инспекция может проверять предприятие долго. Это привлекло повышенное внимание Президиума Высшего арбитражного суда, что было обозначено в Постановлении от 18.03.2008 № 13084/07. В деле оспаривалось решение, которое приняли контролеры по результатам проверки, длящейся почти 12 месяцев. Суд его не признал, кроме того, посчитал, что оно противоречит нормам. Судья также отметил, что цель обозначения сроков заключается в достижении равновесия интересов всех участников, которые имеют отношение к налогам. В этой ситуации прослеживается явное нарушение выездной налоговой проверки. При этом проверяющие не представили серьезных оснований для продления сроков на столь длительный период. А умышленное затягивание без веских на то оснований – это прямая дискриминация со стороны налогового администрирования и воспрепятствование ведению предпринимательской деятельности проверяемого. Тем не менее такой прецедент был, и позиция суда в этом случае очевидна.

Проверочные мероприятия в период приостановки проверки

Приостановление проверки относится к законным методам, которым часто пользуются проверяющие, когда перед ними стоит цель, чтобы контрольные мероприятия длились как можно дольше. По логике, когда проверка приостанавливается, все действия со стороны сотрудников ИФНС должны прекратиться. Но на практике происходит совсем по-другому.

В п. 9 ст. 89 НК РФ указано, что на период приостановления контроля налоговики не имеют права требовать документы и выполнять любые действия, находясь на территории проверяемого.

Таким образом, на время приостановления проверки и до момента, пока не будет обозначена дата ее возобновления, права контролирующих органов ограничиваются. Они должны:

  • прекратить любые действия, происходящие на территории налогоплательщика;
  • перестать посещать производственные и офисные помещения, любые здания, которые находятся во владении проверяемого.

Не имеют также полномочий вести осмотр и делать выемку документов. Но если документация была запрошена до приостановки контроля, а крайний срок ее предоставления выпал на время, когда проверку уже приостановили, то лучше выполнить требования, иначе отказ может грозить штрафом. В целом проверка может продолжаться, но налогоплательщик не принимает в ней непосредственного участия.

Контролеры могут проводить встречные проверки, они имеют право требовать любую необходимую документацию от третьих лиц, собирать информацию, поступающую от правоохранительных органов. Судами также не единожды было разрешено проводить опросы свидетелей, имеющих непосредственное отношение к работодателю.

Но на время проведения допросных мероприятий сотрудники организации не должны быть отвлечены от основной деятельности. Подобное нарушение при налоговой проверке выявляется часто, поскольку в момент приостановки контрольных мероприятий налоговики допрашивают свидетелей на территории контролируемого органа. Судом такие действия признаются неправомерными.

Окончательная точка в этом вопросе была поставлена Постановлением от 30.07.2013 № 57, в котором сказано, что проверяющая система имеет право выполнять любые действия за пределами территории проверяемого, если они не подразумевают получения документации от него самого. В таком случае оспаривание решения налоговой инспекции будет не в пользу налогоплательщика.

Преимущества сотрудничества с «Инфинанс»

Если предстоит налоговая проверка, но вы не уверены, что всё пройдет законно, за юридической помощью можно обратиться в компанию «Инфинанс». Опытные специалисты проконсультируют по всем вопросам, подготовят документы и будут сопровождать процесс до момента завершения контроля и вынесения решения. В случае необходимости окажут поддержку в суде.

Несмотря на Налоговый кодекс, в котором прописаны все требования как к налогоплательщикам, так и к ИФНС, последние часто пренебрегают этими правилами и допускают много нарушений в процессе налоговой проверки. Если вы понимаете, что контролирующие органы действуют незаконно, необходимо обращаться в суд и добиваться справедливости. Но перед этим желательно обеспечить себя юридической поддержкой.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса