Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали

Юриспруденция и Право

Франчайзинг (заключение договора коммерческой концессии) – один из ключевых инструментов для развития и масштабирования бизнеса. Эта модель предпринимательства предполагает, что продавцом и покупателем франшизы могут являться только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Общие положения

В рамках соглашения правообладатель передает второй стороне комплекс исключительных прав, куда входят:

  • пользование торговым знаком;
  • использование иных средств индивидуализации (логотип, название);
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • сопутствующие преимущества (деловая репутация бренда).

Подписав коммерческое соглашение, франчайзи (покупатель франшизы) получает возможность полностью выстроить и развить бизнес, используя предпринимательскую модель, которую создал франчайзер (правообладатель).

Коммерческая сторона договора концессии предполагает два вида выплат:

  • Паушальный взнос

На старте покупатель выплачивает определенную сумму правообладателю того товарного знака, франшизу которого он приобретает. В среднем эти затраты составляют около 10–15 % от общих вложений в бизнес. Паушальный взнос оплачивает фактическую передачу ключевых сведений (рецептура, бренд-бук, документация).

  • Роялти

Так называется регулярная выплата, которую делает покупатель продавцу за использование его интеллектуальной собственности. Обычно франчайзи платит роялти ежемесячно, хотя стороны вправе договориться и о другой периодичности. Размер роялти определяется как процент от фактического ежемесячного оборота (2–6 %) либо оговаривается сторонами заранее и может быть фиксированным.

Существенные условия договора

Чтобы договор концессии успешно прошел регистрацию в Роспатенте, в нём обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • детальные сведения о предмете франчайзинга (какой конкретно объект будет передан в пользование в рамках этого соглашения);
  • подробное описание финансовой составляющей (размер паушального взноса и роялти, порядок и периодичность выплат);
  • отметка о конфиденциальности и неразглашении информации, полученной в рамках сотрудничества с правообладателем;
  • разрешенный порядок использования предмета сделки;
  • требование о соответствии качества товаров и услуг тому уровню, который установил правообладатель.

Дополнительные сведения, которые тоже могут присутствовать в тексте:

  • срок действия договора концессии;
  • запрет на сотрудничество с конкурентом правообладателя;
  • запрет на использование предмета сделки вне разрешенной территории;
  • установленные правообладателем требования относительно коммерческих помещений и стоимости товаров и услуг.

Если продавец франшизы допускает заключение договора субконцессии (передача прав на объект третьим лицам), это право нужно обозначить в тексте соглашения.

Обязанности сторон

Права и обязанности сторон договора франчайзинга регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (статьи 1031, 1032).

Владелец франшизы обязан:

  • обеспечить сторону покупателя нужными документами;
  • передать франчайзи всю информацию, которая потребуется для открытия и ведения бизнеса;
  • при необходимости консультировать второго участника договора концессии.

Ответственность покупателя франшизы:

  • соблюдать правила использования товарного знака;
  • не разглашать конфиденциальную информацию;
  • следовать инструкциям правообладателя;
  • обеспечить нужные объемы и качество товаров и услуг.

Согласно законодательству (ст. 1034 ГК РФ), продавец франшизы непосредственно отвечает за качество товаров/услуг, которые создает/оказывает сторона покупателя, поэтому обязан их контролировать.

Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте

Договор коммерческой концессии следует зарегистрировать в Роспатенте. Необходимые для процедуры документы:

  • соответствующее заявление;
  • корректно составленное соглашение (в трех экземплярах);
  • справка об оплате государственной пошлины за регистрацию.

Подача бумаг – ответственность и обязанность правообладателя франшизы.

В каких случаях могут отказать

Типичные причины отказа в регистрации договора коммерческой концессии:

  • некорректно составленное соглашение;
  • в тексте договора нет информации о положенных правообладателю выплатах;
  • объем передаваемых прав не соответствует законодательным нормативам;
  • стороны допустили ошибки в реквизитах.

Важно понимать, что, если договор не был зарегистрирован, оплаченная пошлина не возвращается. Чтобы не столкнуться с подобной ситуацией, лучше сразу доверить оформление бумаг специалисту.

Что делать, если изменились условия договора

Если в процессе действия договора стороны решили изменить его условия, они обязаны оповестить Роспатент о внесенных корректировках. Каждая поправка должна пройти регистрацию в соответствии с установленными нормами. В общем виде процедура не отличается от первичной регистрации договора и также сопровождается оплатой госпошлины и подачей комплекта документов.

Риски франчайзинга

Подводные камни и риски при покупке франшизы:

  • Заключение договора с фиктивной компанией

Перед сделкой нужно детально изучить сведения о контрагенте, используя доступные ресурсы (ЕГРЮЛ) и основополагающие документы.

  • Излишне ограничивающие условия

Пытаясь держать всё под контролем, франчайзер чрезмерно ограничивает условия для работы пользователя, не давая ему возможности самостоятельно принимать решения.

  • Налоговые проблемы

Причиной проблем с налоговыми органами становятся неоправданно высокие или, наоборот, заниженные выплаты, установленные франчайзером. Корректность начислений влияет на размер налогов, поэтому контролирующие органы имеют все основания проводить необходимые проверки.

  • Необязательные затраты

Детали договора коммерческой концессии строго индивидуальны в каждом конкретном случае. Например, стороны могут договориться, что оплату пошлины за регистрацию договора о приобретении прав возьмет на себя покупатель франшизы, и зафиксируют эту деталь в контракте. Любое юридическое содействие должно быть оплачено, и в договоре нужно обозначить, кто понесет непредвиденные расходы.

  • Изменение предмета сделки

Франчайзер может настаивать на заключении любого другого вида договора: на поставку, обучение или лицензионного (передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности). Подобные соглашения не защищают права франчайзи в полной мере, а также сильно ограничивают его свободу действий. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно разобраться в терминологии и детально изучить подписываемые бумаги.

Франчайзинг – это прекрасная возможность стать участником бизнес-процессов известного бренда, однако к заключению сделки стоит подходить со всей ответственностью.

Юрист компании «Инфинанс» поможет вам составить соглашение в требуемой форме, не упустив при этом ни одной важной детали. С нашей помощью этап регистрации договора коммерческой концессии не займет много времени и приведет к ожидаемому успешному результату.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса