Франчайзинг (заключение договора коммерческой концессии) – один из ключевых инструментов для развития и масштабирования бизнеса. Эта модель предпринимательства предполагает, что продавцом и покупателем франшизы могут являться только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Общие положения
В рамках соглашения правообладатель передает второй стороне комплекс исключительных прав, куда входят:
- пользование торговым знаком;
- использование иных средств индивидуализации (логотип, название);
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- сопутствующие преимущества (деловая репутация бренда).
Подписав коммерческое соглашение, франчайзи (покупатель франшизы) получает возможность полностью выстроить и развить бизнес, используя предпринимательскую модель, которую создал франчайзер (правообладатель).
Коммерческая сторона договора концессии предполагает два вида выплат:
- Паушальный взнос
На старте покупатель выплачивает определенную сумму правообладателю того товарного знака, франшизу которого он приобретает. В среднем эти затраты составляют около 10–15 % от общих вложений в бизнес. Паушальный взнос оплачивает фактическую передачу ключевых сведений (рецептура, бренд-бук, документация).
- Роялти
Так называется регулярная выплата, которую делает покупатель продавцу за использование его интеллектуальной собственности. Обычно франчайзи платит роялти ежемесячно, хотя стороны вправе договориться и о другой периодичности. Размер роялти определяется как процент от фактического ежемесячного оборота (2–6 %) либо оговаривается сторонами заранее и может быть фиксированным.
Существенные условия договора
Чтобы договор концессии успешно прошел регистрацию в Роспатенте, в нём обязательно должна присутствовать следующая информация:
- детальные сведения о предмете франчайзинга (какой конкретно объект будет передан в пользование в рамках этого соглашения);
- подробное описание финансовой составляющей (размер паушального взноса и роялти, порядок и периодичность выплат);
- отметка о конфиденциальности и неразглашении информации, полученной в рамках сотрудничества с правообладателем;
- разрешенный порядок использования предмета сделки;
- требование о соответствии качества товаров и услуг тому уровню, который установил правообладатель.
Дополнительные сведения, которые тоже могут присутствовать в тексте:
- срок действия договора концессии;
- запрет на сотрудничество с конкурентом правообладателя;
- запрет на использование предмета сделки вне разрешенной территории;
- установленные правообладателем требования относительно коммерческих помещений и стоимости товаров и услуг.
Если продавец франшизы допускает заключение договора субконцессии (передача прав на объект третьим лицам), это право нужно обозначить в тексте соглашения.
Обязанности сторон
Права и обязанности сторон договора франчайзинга регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (статьи 1031, 1032).
Владелец франшизы обязан:
- обеспечить сторону покупателя нужными документами;
- передать франчайзи всю информацию, которая потребуется для открытия и ведения бизнеса;
- при необходимости консультировать второго участника договора концессии.
Ответственность покупателя франшизы:
- соблюдать правила использования товарного знака;
- не разглашать конфиденциальную информацию;
- следовать инструкциям правообладателя;
- обеспечить нужные объемы и качество товаров и услуг.
Согласно законодательству (ст. 1034 ГК РФ), продавец франшизы непосредственно отвечает за качество товаров/услуг, которые создает/оказывает сторона покупателя, поэтому обязан их контролировать.
Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте
Договор коммерческой концессии следует зарегистрировать в Роспатенте. Необходимые для процедуры документы:
- соответствующее заявление;
- корректно составленное соглашение (в трех экземплярах);
- справка об оплате государственной пошлины за регистрацию.
Подача бумаг – ответственность и обязанность правообладателя франшизы.
В каких случаях могут отказать
Типичные причины отказа в регистрации договора коммерческой концессии:
- некорректно составленное соглашение;
- в тексте договора нет информации о положенных правообладателю выплатах;
- объем передаваемых прав не соответствует законодательным нормативам;
- стороны допустили ошибки в реквизитах.
Важно понимать, что, если договор не был зарегистрирован, оплаченная пошлина не возвращается. Чтобы не столкнуться с подобной ситуацией, лучше сразу доверить оформление бумаг специалисту.
Что делать, если изменились условия договора
Если в процессе действия договора стороны решили изменить его условия, они обязаны оповестить Роспатент о внесенных корректировках. Каждая поправка должна пройти регистрацию в соответствии с установленными нормами. В общем виде процедура не отличается от первичной регистрации договора и также сопровождается оплатой госпошлины и подачей комплекта документов.
Риски франчайзинга
Подводные камни и риски при покупке франшизы:
- Заключение договора с фиктивной компанией
Перед сделкой нужно детально изучить сведения о контрагенте, используя доступные ресурсы (ЕГРЮЛ) и основополагающие документы.
- Излишне ограничивающие условия
Пытаясь держать всё под контролем, франчайзер чрезмерно ограничивает условия для работы пользователя, не давая ему возможности самостоятельно принимать решения.
- Налоговые проблемы
Причиной проблем с налоговыми органами становятся неоправданно высокие или, наоборот, заниженные выплаты, установленные франчайзером. Корректность начислений влияет на размер налогов, поэтому контролирующие органы имеют все основания проводить необходимые проверки.
- Необязательные затраты
Детали договора коммерческой концессии строго индивидуальны в каждом конкретном случае. Например, стороны могут договориться, что оплату пошлины за регистрацию договора о приобретении прав возьмет на себя покупатель франшизы, и зафиксируют эту деталь в контракте. Любое юридическое содействие должно быть оплачено, и в договоре нужно обозначить, кто понесет непредвиденные расходы.
- Изменение предмета сделки
Франчайзер может настаивать на заключении любого другого вида договора: на поставку, обучение или лицензионного (передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности). Подобные соглашения не защищают права франчайзи в полной мере, а также сильно ограничивают его свободу действий. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно разобраться в терминологии и детально изучить подписываемые бумаги.
Франчайзинг – это прекрасная возможность стать участником бизнес-процессов известного бренда, однако к заключению сделки стоит подходить со всей ответственностью.
Юрист компании «Инфинанс» поможет вам составить соглашение в требуемой форме, не упустив при этом ни одной важной детали. С нашей помощью этап регистрации договора коммерческой концессии не займет много времени и приведет к ожидаемому успешному результату.