Мультипликаторы для оценки бизнеса

Финансы

Мультипликатор как один из инструментов оценки рентабельности бизнеса используется многими инвесторами. Цель проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием мультипликаторов – формирование представления о привлекательности организации для дальнейших инвестиций.

Что такое мультипликаторы

При составлении обзора того или иного производства и его сравнения с конкурентами аналитики пользуются методами мультипликаторов.

Они показывают соотношение различных экономических данных организации и служат для анализа ее инвестиционной привлекательности. Используя такой мониторинг, инвестор может провести сравнительный анализ благосостояния нескольких фирм. Для получения достоверных оценочных результатов необходимо проводить анализ предприятий, похожих по виду деятельности. Это связано с тем, что цикл производства, налоговая нагрузка и прочие свойства влияют как на числитель, так и на знаменатель формулы.

Классификация мультипликаторов при оценке бизнеса

Для определения рентабельности фирмы в числителе обычно указывается цена. При использовании метода рынка капитала цена представляет собой сумму покупки на бирже миноритарных акций, прямо не участвующих в управлении предприятием. При проведении оценочного анализа рентабельности методом сделок аналитики используют цену сделки по аналогии с фирмой, обозначенной на рынке слияния-поглощения. Для получения достоверного результата проводимого анализа цена должна быть актуальной на дату его проведения.

В зависимости от данных производственной деятельности, учитываемых в знаменателе, коэффициенты оценки подразделяются на такие виды:

  • Доходные – это сведения, которые рассчитываются на основании оценочных данных отчета о прибылях и убытках, таких как выручка, валовая прибыль.
  • Балансовые – данные рассчитываются с использованием сведений об активах и обязательствах организации, отраженных в бухгалтерском балансе.
  • Финансовые – знаменатель оценочного индикатора представлен в виде одного из финансовых результатов фирмы.
  • Натуральные – знаменатель отражает сведения о компании в натуральных величинах, к примеру в штуках, тоннах, количестве клиентов.

Доходные (интервальные) мультипликаторы

Наиболее часто на практике используются интервальные, или доходные, методы оценки финансовой привлекательности бизнеса.

В числителе доходных индикаторов организации, как правило, выступает цена или стоимость предприятия. Знаменатель формулы расчета может меняться в зависимости от целей проведения такого анализа, а также от некоторых финансовых показателей (прибыль до налогообложения, чистая прибыль, размер выплаченных дивидендов, выручка или оборот денежных средств).

При расчете прибыльных данных аналитики четко определяют период и год, показатели по которым отражены в форме 2 бухгалтерской отчетности.

Наиболее конкретным среди интервальных методов считается подход к оценочному определению соотношения стоимости компании к ее выручке, или Enterprisevalue/Sales, EV/S. Это связано с тем, что именно полученная от реализации продукции выручка выступает не только доходом организации в целом и акционеров в частности, но и средством уплаты исчисленных налогов и кредиторской задолженности.

Балансовые или моментные мультипликаторы

Балансовые (моментные) величины мультипликаторов необходимы для оценки финансовой привлекательности страховых, дистрибьюторских и инвестиционных организаций, а также банков. Оценке с применением моментных показателей подлежат и компании, находящиеся в стадии ликвидации. Выделяют следующие методы анализа бизнеса по балансовым активам:

  • Стоимость бизнеса / Балансовая стоимость активов (Enterprisevalue/ Bookvalueofassets или EV/BVA).
  • Цена / Балансовая стоимость чистых активов (Price/Bookvalue, P/BV).

Балансовые методы довольно стабильны и мало зависят от колебаний рыночной конъюнктуры в экономике.

Аналитики выделяют ряд недостатков использования балансовых показателей:

  • отсутствие в расчете данных по человеческим ресурсам;
  • отсутствие возможности применения при минусовых значениях чистых активов в балансе;
  • неточности в итоге из-за различий в ведении предприятиями бухгалтерского учета.

Натуральные мультипликаторы

Натуральные показатели в экономике используются для проведения сравнительного анализа компаний, производящих похожую по характеристикам продукцию или оказывающих услуги одного рода.

К основным натуральным оценочным методам относятся:

  • формула отношения стоимости предприятия к объему производства;
  • формула соотношения данных стоимости компании и производственной мощности.

Для оценки рентабельности добывающих и нефтегазовых организаций знаменатель формулы отражает сведения о запасах добытого сырья. Мобильные и кабельные организации для определения эффективности проводимой политики ведения хозяйственной деятельности используют сведения о количестве проведенных линий и подключенных абонентов.

Чтобы результаты полученных сведений были достоверными, необходимо опираться на данные максимально похожих организаций.

Оценка бизнеса с учетом его капитала

При наличии сведений о структуре капитала предприятия для оценки его рентабельности в числителе формулы отражаются показатели собственного или инвестированного капитала. Приобретение производственных мощностей специалисты в России рассматривают как величину собственного капитала. Иностранные специалисты для расчета оценочной стоимости бизнеса используют сведения по инвестированным в нее финансам.

По совокупности капитала различают мультипликаторы:

  • По стоимости капитала собственного (МС, Market Capitalisation).
  • Сведения о капитале инвестированном, взятом в полном объеме (EV, Enterprise Value).

Во второй формуле, помимо рыночной капитализации производства, используется рыночная стоимость долгов предприятия.

При поиске и покупке акций предприятий и оценке их финансовой привлекательности используют стоимостный подход к инвестированию, в основе которого лежат финансовые индикаторы. Специалисты консалтинговой компании «Инфинанс» проводят анализ бизнеса для инвесторов, желающих выгодно вложить финансовые активы в ликвидные акции.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса