Как стать самозанятым: пошаговая инструкция

Для самозанятых

Самозанятость – это особый налоговый режим, который позволяет специалистам продвигать собственные услуги или реализовывать товары в установленном законодательством порядке. Эксперимент по его введению на территории Российской Федерации начался несколько лет назад, а к 2023 году количество людей, зарегистрированных в качестве самозанятых, достигло более 6 млн.

Главная цель проекта – вывести из тени тех, кто имеет доход от трудовой деятельности, но при этом не уплачивает налоги в государственный бюджет. Представляем пошаговую инструкцию, как получить статус самозанятого, сколько занимает постановка на учет и какие преимущества есть в НПД.

Кто такой самозанятый и какие налоги он платит

Налог представляет собой обязательный взнос государству, за счет которого оно обеспечивает развитие инфраструктуры, работу здравоохранения и армии. В России огромное количество людей зарабатывает самостоятельным трудом, предоставляя те или иные услуги, а также реализовывая товары собственного производства. Согласно законодательству, граждане обязаны своевременно уплачивать подоходный налог. В противном случае может наступить административная или уголовная ответственность.

Специалистам, которые выполняют заказы для физических и юридических лиц, а также ИП, получая при этом оговоренное денежное вознаграждение, необходимо оформить статус самозанятого. Встать на упрощенный налоговый режим могут:

  • копирайтеры;
  • фотографы;
  • репетиторы;
  • арендодатели;
  • кондитеры.

Постановка на НПД позволяет легализовать небольшой бизнес или «обелить» полученный доход. При этом специалист может не переживать насчет возможных претензий со стороны налоговых органов, а в случае необходимости – подтвердить платежеспособность, например при оформлении кредита или документов на ипотеку.

Какой налог платят самозанятые

Стать самозанятым может любой гражданин с доходом до 2,4 млн рублей. В таком случае налоги будут уплачиваться по двум ставкам: 4 % с поступлений от физлиц и 6 % – с поступлений от индивидуальных предпринимателей или юрлиц. При этом под налогообложение попадает только тот период, когда была получена оплата за предоставление услуг или реализацию товаров. Так, если самозанятый ничего не заработал за месяц, оформлять документы и уплачивать НПД не нужно.

ФНС самостоятельно рассчитывает, сколько должен уплатить специалист за профессиональный доход, и не позднее 12 числа присылает квитанцию с инструкцией о внесении платежа в электронном виде. Оплачивается она до 28 числа включительно. Учет прибыли и уплата налогов производятся в приложении «Мой налог». В отличие от ИП специалистам, работающим в статусе самозанятых, не требуется подавать ежегодные декларации и вести отчетность.

Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью

Оформление статуса самозанятого позволяет гражданам совмещать работу с самостоятельной трудовой деятельностью. При таком режиме государство будет удерживать НДФЛ с заработной платы специалиста в виде 13 % для резидентов РФ и 30 % для нерезидентов, а с подработок – НПД. Если гражданин занят в государственной или муниципальной службе, применять самозанятость можно только для доходов от сдачи жилья.

Совмещать НПД с другими налоговыми режимами, например с УСН, нельзя. В таком случае при переходе на статус самозанятого потребуется отказаться от спецрежима по установленной ФНС инструкции. На это государством предоставляется один календарный месяц.

Плюсы и минусы самозанятости

Главное преимущество оформления статуса самозанятости – это легализация дохода и работа по прозрачной схеме. Кроме того, в список преимуществ постановки на НПД входят:

  • сниженная налоговая ставка;
  • отсутствие необходимости в сдаче отчетных документов;
  • автоматическое формирование чеков в приложении, ведение учета и предоставление квитанций на оплату налога;
  • возможность устроиться официально и при этом вести деятельность как самозанятый;
  • работа с физлицами, ИП и организациями на законных основаниях;
  • предоставление единоразового налогового вычета при оформлении статуса самозанятого;
  • наличие пошаговых инструкций по регистрации для тех, кто хочет встать на упрощенный режим.

Среди недостатков упрощенного режима налогообложения можно выделить ограничения по видам деятельности и годовой прибыли. Кроме того, самозанятым нельзя нанимать работников по трудовому договору и другим документам, а также рассчитывать на социальные гарантии, например на декретные выплаты. Для продолжения трудового стажа специалист должен самостоятельно вносить страховые взносы.

Как стать самозанятым: пошаговая инструкция

Оформить статус самозанятого может любое лицо, ведущее профессиональную деятельность в России. Если гражданину менее 18 лет, дополнительно потребуется письменное согласие от родителей. В 2023 году существует несколько вариантов встать на НПД.

Скачайте и установите приложение «Мой налог» на мобильный телефон

Быстрее всего встать на самозанятость через приложение ФНС «Мой налог». Единственное, что для этого потребуется, – придерживаться инструкции:

  1. Открыть на смартфоне AppStore или Google Play.
  2. В поисковой строке ввести название сервиса, выбрать «Мой налог» и нажать на кнопку «Установить».

Приложение автоматически загрузится на мобильный телефон.

Зарегистрируйтесь

Когда сервис установится, необходимо пройти регистрацию. Встать на учет по самозанятости можно разными способами:

  • ввести данные паспорта;
  • указать номер ИНН;
  • через пароль от кабинета ФНС или учетную запись на «Госуслугах».

Для регистрации потребуется номер телефона. На него пользователю придет цифровой код подтверждения. Занимает регистрация несколько минут.

Срок рассмотрения заявки и документов составляет до шести рабочих дней. Если органы ФНС приняли положительное решение, пользователю придет уведомление о постановке на упрощенный налоговый учет и инструкция по дальнейшим действиям. После этого гражданин сможет вести деятельность, оформлять чеки, оплачивать документы по налогам.

Выберите вид деятельности

Во время регистрации на сервисе необходимо обозначить сферы деятельности, по которым планируется получение дохода. Делается это по следующей инструкции:

  1. Откройте раздел «Прочее».
  2. Перейдите по вкладке «Профиль».
  3. Выберите строку «Вид деятельности».

Специалист может начать работать как по одному, так и по нескольким направлениям.

Регистрация по паспорту

Если регистрация проводится по паспорту, потребуется представить документ в развернутом виде. Сервис самостоятельно отсканирует все данные и перенесет их в электронный вид. Идентификация происходит через селфи-камеру. Для подписи заявления на оформление статуса самозанятости необходимо моргнуть.

Подробная инструкция по цифровой авторизации присутствует и внутри приложения. Воспользоваться таким способом могут только граждане, имеющие подтверждающий документ государственного образца РФ.

Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС

Чтобы встать на упрощенный режим через ИНН, налогоплательщик должен иметь страницу на официальном сайте ФНС. В таком случае при входе в приложении необходимо ввести корректный идентификационный номер налогоплательщика и пароль. Следующий шаг – это подтверждение авторизации.

Регистрация через «Госуслуги»

Встать на самозанятость в «Мой налог» можно и через «Госуслуги». При выборе такого способа портал автоматически переадресует на федеральную государственную информационную систему. Здесь пользователь должен дать разрешение на использование личных данных из документов и проверить правильность их выгрузки в приложение.

Привяжите карту

При желании можно привязать банковскую карту, на которую будет перечисляться доход от начатой деятельности. Кроме того, в приложении «Мой налог» предусмотрена функция по автоматическому списанию налога. Для ее подключения следует перейти на вкладку «Платежи», расположенную на главной странице.

Офлайн-регистрация в отделении ФНС

Альтернативный способ оформления статуса самозанятого – офлайн в территориальном подразделении ФНС. Здесь сотрудники выдадут заявление, в котором необходимо указать:

  • ИНН;
  • паспортные данные;
  • направления деятельности;
  • адрес проживания/регистрации;
  • дату заполнения документа;
  • подпись.

Отказ по устройству на упрощенный налоговый режим может прийти в том случае, когда гражданин указал неверные сведения или имеет крупные задолженности перед государством. В таком случае регистрация займет больше времени, поскольку сначала необходимо будет погасить штрафы и налоги.

Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет

Лицам, которые уплачивают налоги по упрощенной схеме, не требуется открытие расчетного счета. Все денежные операции будут происходить через банковскую карту. Самозанятому нужно лишь отчитаться за прибыль в приложении «Мой налог» и вовремя оплатить квитанцию от ФНС.

Как отказаться от самозанятости

Снять статус самозанятого можно через личный кабинет. В таком случае необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Перейти в раздел «Прочее».
  2. Выбрать «Профиль».
  3. Нажать «Сняться с учета НПД».

После этого выберите основание для отказа и подтвердите свое намерение.

У статуса самозанятого есть ограничения не только по максимальному уровню дохода, но и по видам деятельности, возможности нанимать сотрудников. Консалтинговая компания «Инфинанс» позволит вам разобраться во всех тонкостях налогообложения, выйти из «тени» и выбрать оптимальный налоговый режим.

Оформление НПД позволяет легализовать бизнес и подтвердить платежеспособность. Стать самозанятым может любой гражданин в возрасте от 14 лет, ведущий деятельность на территории РФ. Инструкции позволят быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и сформировать свой первый чек.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса