Ведение предпринимательской деятельности через Интернет требует заключения договоров, без которых бизнесу может грозить штраф. Кроме того, могут поступать претензии от покупателей, если они не понимают, за что отдают свои деньги. Но если клиентов много, достаточно оформления оферты, принятие условий которой будет приравниваться к составлению договора. Чтобы понимать, как составить оферту правильно, нужно знать, из каких частей она состоит, что включает, при каких ситуациях ее можно применять.
- Что такое оферта
- Какие условия оферты считаются существенными
- Из каких частей состоит оферта
- Образец оферты
- Что учесть при составлении оферты
- Примеры оферт
- Можно составить оферту самому или лучше обратиться к юристам
- Что такое акцепт
- Когда акцепта недостаточно для заключения договора
- Как изменить или расторгнуть оферту
Что такое оферта
Оферта – предложение, призывающее покупателя заключить договор. В нём содержится информация по условиям сделки, что дает клиенту понять суть соглашения.
Существенные условия обязательны для составления договора. Они согласовываются одной из сторон.
Согласие принятия оферты подтверждается акцептом (ответом лица). Заключенным договор признается после принятия оферты и акцептования.
Выделяют несколько видов оферт:
- публичная;
- свободная;
- безотзывная;
- твердая.
В открытом доступе и на сайтах распространено применение публичной оферты. В ней содержится универсальный текст, подходящий для любой деятельности, поэтому ее можно использовать для продажи товаров и услуг через интернет-магазины.
Какие условия оферты считаются существенными
Согласно ст. 432 ФЗ № 51 ГК РФ, к ним относится предмет договора, информация о каждой из участвующих сторон, условия, обозначенные законом, без которых договор не может быть заключен.
Какого-либо конкретного перечня нет. При заключении оферты нужно следовать требованиям, установленным законодательством. К примеру, если необходимо составить договор на оказание платных услуг, следует обращать внимание на нормы ст. № 779 ФЗ № 14 ГК.
Среди существенных условий выделяют:
- характеристики услуг и товаров;
- условия, на которых будет совершаться покупка (цена, доставка, оплата, возврат и обмен);
- определение покупателя и продавца;
- условия оферты (акцепт, ситуации, при которых возможно изменение условий).
В качестве дополнения в документе могут содержаться законодательные ссылки, на основании которых происходит регулирование договорных отношений между участниками сделки.
Из каких частей состоит оферта
Сделать ее можно как в письменной, так и в устной форме. Но во втором случае желательно всё равно сопровождать письменным подтверждением. Так будет проще доказать свою правоту, если возникнут разногласия.
Главная цель оферты – снизить риски возникновения претензий, поступающих от недовольных покупателей. По этой причине рекомендуется заблаговременно продумать все возможные спорные моменты, а также меры, позволяющие их разрешить. Все условия должны быть прописаны точно, без двусмысленных значений.
Форма оферты напоминает структуру договорного соглашения:
- Заголовок. Должен быть простым и понятным. В обязательном порядке указывается, что предложение является офертой, и оно дает клиенту понимание, что ему предлагают оформить сделку. Как пример, оферта на составление договора о пользовании сервисом.
- Данные продавца. Коротко нужно описать специализацию фирмы и основной вид ее предпринимательской деятельности. Сведения могут быть указаны в любой части бланка. Пример: компания «Спектр» в лице Петрова Петра Сергеевича предлагает оформить договор на пользование сервисом по составлению документов по образцам. Реквизиты организации: ООО «Спектр», юридический адрес, индекс, ИНН, КПП, р/с, «Банк» (ОАО), г. Город, к/с, БИК, ген. директор…
- Информация о клиентах. Необходимо четко указать, кто имеет право использовать оферту: индивидуальные предприниматели, физические лица. При наличии ограничений их также указывают. Как пример: «Предложение может быть использовано новыми клиентами, а также лицами определенных регионов», «Запрещается дискриминация по возрасту, полу и другим признакам».
- Расшифровка терминов. Все используемые термины должны быть понятны простому человеку. Необходимо дать определение таким понятиям, как «клиент», «оферта», «продавец» и другие. Пример: компания ООО «Спектр» – владелец.
- Содержание предложения. Здесь нужно написать, что предлагается, конкретные условия. Ознакомившись с этим пунктом, покупатель сразу должен понимать, что он получает. Например, организация предлагает использовать сервис по созданию документов онлайн по готовым образцам.
- Предмет сделки. Должны быть подробно расписаны все характеристики того, что предлагается. Можно написать главное и прикрепить ссылку, ведущую на сайт, где к продукту будет представлена максимально полная информация.
- Цена и оплата. Указывается стоимость товара или услуги, в том числе с учетом доставки, спецпредложений, комиссий и иных условий. Если цена на товары/услуги разная, то обязательно это прописать. Например: «Стоимость будет зависеть от выбранного тарифа. Ознакомиться с подробным описанием можно по ссылке…».
- Способы и порядок оплаты – как сделать внесение средств. Например, только онлайн, банковской картой, курьеру при получении и прочее. При поэтапном расчете расписывается порядок приема платежей. Обязательно нужно указать точные сроки.
- Период, на который распространяется действие оферты. Указывается срок, в течение которого она работает и когда можно выразить акцепт. Особую роль это играет при ограниченном предложении, например акция, временная скидка и другие. Необходимо также обозначить, что в этот период невозможно отозвать оферту, если иное в ней не прописано.
- Условия акцепта. Нужно указать, после какого действия последует его признание. К примеру, внесение платы за товар, регистрация на сайте и прочее. Оно должно быть легко доказуемым. Если это оплата, ее можно подтвердить через банк.
- Поставка. Здесь должна быть информация, каким образом покупатель получит свой продукт или услугу: почтой, самовывозом, в пункте выдачи и др. В обязательном порядке оформляются все тонкости – подтверждение личности покупателя, делегирование третьим лицам и другие.
- Правила изменения оферты. Указать, при каких ситуациях это может быть сделано, чего ожидать клиенту, как он будет проинформирован. Как пример: «Фирма имеет право на внесение изменений в оферту в любое время. Вся необходимая информация будет размещена на сайте за 7 дней до вступления в силу. Изменение может распространяться только на новых покупателей».
- Решение спорных моментов. Рекомендуется заранее продумать все возможные спорные ситуации и пути их решения. Должно быть подробное оформление условий досудебного соглашения: как составить претензию, произвести замену товара, вернуть денежные средства.
- Персональные данные. Если в момент заключения сделки продавец требует такую информацию, он несет ответственность за ее применение. Следовательно, нужно обозначить, в каких целях она будет использоваться, как будет храниться. Пример: «Компания запрашивает персональные данные, которые необходимы, чтобы провести идентификацию клиента. Данные не будут использоваться в других целях и передаваться третьим лицам. Подробнее об этом можно почитать в соответствующем соглашении».
Желательно также сделать призыв к действию, чтобы покупатель согласился приобрести то, что ему предлагают. Можно указать информацию, куда обращаться в случае возникших вопросов, или способ связи с сотрудником фирмы. Например: «Если нужна консультация по пользованию сервисом, можно обратиться по указанному на сайте номеру телефона».
Образец оферты
Оферта на составление договора о пользовании сервисом
Фирма «Спектр», ген. директором которой выступает …, делает предложение о заключении договора на применение сервиса с целью формирования документов по образцам.
Сервисом может воспользоваться любое юридическое лицо, проживающее на территории Российской Федерации.
Термины:
- Компания – ООО «Спектр» – владелец сервиса.
- Сервис – конструктор документов, размещенный по адресу (ссылка).
- Клиент – интернет-пользователь, зарегистрированный на сайте сервиса.
- Оферта – предложение оформить контракт.
- Акцепт – принятие условий и подтверждение заключения договора.
Фирма предлагает воспользоваться программой, благодаря которой можно оформить любой документ онлайн по готовым образцам.
На выходе вы получаете правильно оформленный готовый бланк. Его можно скачать или сохранить до последующих применений. Узнать подробную информацию можно на сайте …
Расчет стоимости зависит от выбранного тарифа, с которым можно ознакомиться на сайте …
Чтобы получить услугу, нужно сделать перевод (банковский или с электронного кошелька) на указанный счет. Со всеми условиями оплаты можно ознакомиться в соответствующем разделе на сайте …
Подтверждением заключения оферты считается внесение полной стоимости услуги.
Как только пройдет оплата, покупатель сразу может воспользоваться сервисом. Для этого нужно будет пройти по ссылке … и авторизоваться, использовав указанный ранее логин и пароль.
Компания оставляет за собой право делать правки в условиях по использованию сервиса. Все изменения будут высланы за 10 дней до вступления в силу на электронный адрес. Разрешение конфликтов происходит в соответствии с нормами законодательства.
Персональные данные, запрашиваемые компанией, используются исключительно в целях идентификации клиентов и не разглашаются третьим лицам. Подробные условия представлены в допсоглашении по ссылке …
По всем интересующим вопросам можно обращаться по номеру телефона или посредством email, указанных в разделе «Контакты».
ООО «Спектр» и далее все реквизиты организации, банковского счета, а также Ф. И. О. непосредственного руководителя.
Что учесть при составлении оферты
Конкретных требований по оформлению не предусмотрено. Можно сделать подробный документ на несколько страниц или поместить всё на одном листе. Допускается подробная структура или просто с выделением пунктов.
Но определенных рекомендаций при составлении придерживаться стоит:
- Не усложнять текст. Писать простым языком.
- Не обозначать термины заглавной буквой.
- Оформить обязательное изучение оферты. Часто эта ссылка игнорируется. Желательно, чтобы ознакомление подтверждалось.
Оферту можно составить таким образом, чтобы в ней были представлены только существенные условия с переходом по ссылкам на подробное описание. Можно сделать подробный документ, главное – помнить: акцепт будет подтверждать заключение соглашения на обозначенных условиях.
После согласования оферта уже считается договором, который имеет юридическую силу.
Примеры оферт
Чтобы сформировать правильное представление о составлении документа, можно ознакомиться с образцами оферт различных фирм. Например, посмотреть, как это сделал платежный сервис «QIWI Кошелек», сотовый оператор «Билайн», сервис конструктора сайтов Tilda Publishing или, к примеру, авиакомпания «РусЛайн».
Можно составить оферту самому или лучше обратиться к юристам
Если оферта оформляется впервые, желательно заполненный образец показать хорошему юристу. Допущение ошибок может привести к конфликтам, спорам с клиентами и штрафам. Можно обратиться за помощью в компанию «Инфинанс». Квалифицированные специалисты проверят договор и исправят все недочеты, а также помогут в составлении документа с нуля, проконсультируют по всем возникшим вопросам.
Что такое акцепт
Акцепт – это соглашение, предназначенное для оферты, которое свидетельствует о том, что клиент дает свое согласие на заключение сделки. В большинстве случаев его применяют в ситуациях, когда невозможна личная встреча сторон, участвующих в составлении контракта.
Когда акцепта недостаточно для заключения договора
Не всегда достаточно акцептовать оферту, чтобы можно было считать договор заключенным. К таким ситуациям относят использование документов, условия которых должны быть соблюдены в обязательном порядке. Например, договор на аренду недвижимого имущества сроком более 12 месяцев будет считаться действительным только после государственной регистрации.
Как изменить или расторгнуть оферту
Расторжение или правка возможны, если это прописано в условиях самого документа. Это можно сделать и в случае получения адресатом извещения о подобной ситуации раньше или вместе с офертой.
При акцептовании до внесения изменений покупатель получает товар или услугу на первоначальных условиях. Отменить неакцептованную оферту можно, пока предложение не примет кто-то другой.
Оферта – основной инструмент для предпринимателей, реализующих простые товары и услуги широкому кругу потребителей. Так можно сэкономить время и не оформлять каждый раз договор, обеспечить защиту интересов своих и клиентов, сделать документооборот максимально простым. Для признания контракта действительным важно знать, как правильно составить оферту. Чтобы избежать ошибок, можно обратиться к квалифицированным специалистам.