Юридические риски: основные понятия, виды, категории, страхование

Юриспруденция и Право

Под определением «юридические риски» подразумевается вероятность, что могут наступить некие негативные события, которые не были предусмотрены при заключении сделки. Чтобы этого не допустить, важно понимать, как заранее можно предупредить наступление юридических рисков, и что делать, если избежать их не удалось.

Риски юридического лица

Вначале необходимо разобраться, какие вообще могут быть риски в предпринимательской деятельности.

Все их можно разделить на два вида: управляемые и неуправляемые. Первую группу образуют политические, маркетинговые, финансовые, правовые, договорные. Во вторую входят уголовные, технические и природные, не зависящие от человека.

Источники понятия

Исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ можно увидеть, что такое понятие, как предпринимательство, рассматривается в виде деятельности, которая организуется только на свой страх и риск, а также с целью получения прибыли от товаров, услуг, различных работ.

Если брать во внимание это определение, то открытие какого-либо дела уже может быть рискованным занятием. И прежде всего потому что любой предприниматель рассматривает свой бизнес в первую очередь с точки зрения успешности и получения выгоды.

При этом вероятность наступления большей части возможных юридических рисков наступает на этапе подписания договоров, заключения сделок и контрактов.

Законодательное определение

Точного понятия нигде не содержится. Единственным основополагающим документом может выступать письмо Центрального Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».

Некоторые рекомендации, которые обозначены в документе, по аналогии могут применяться нефинансовыми организациями и предприятиями на этапе сделок.

Согласно п. 1.1 этого письма, под юридическими рисками понимается вероятность, что могут наступить убытки со стороны клиентов или контрагентов. То есть речь идет о создании с их стороны негативного имиджа компании.

В свою очередь п. 2.1 документа делит правовые убытки на два типа – внутренние и внешние.

Внутренняя группа

К этой категории относят неэффективность организации работы юристов, их пренебрежение своими должностными обязанностями, отсутствие экспертиз по сделкам, допущение грубых ошибок при составлении договоров.

Возникновению всевозможных правовых негативных последствий способствует и недостаточное внимание внедрению электронного документооборота, отсутствие усовершенствованных технологий. Сюда также можно отнести несоответствие заявленной деятельности предприятия законодательным нормам.

Внешняя группа

Это не зависящие от сторон сделки возникшие обстоятельства. Как пример, изменения на законодательном уровне, повышение налоговой ставки, ужесточение предъявляемых требований.

Контрагенты могут и намеренно или вынуждено перестать выполнять свои обязательства.

Меры по минимизации

Правовые риски – такое явление, которое можно если не предупредить, то хотя бы свести последствия к минимуму. Для этого необходимо вначале определить любое возможное негативное влияние на этапе заключения сделок, принимая во внимание основную деятельность фирмы.

Нужно также дать оценку возможного убытка в момент подписания договора. Сразу обозначить все условия, при которых он может быть подписан вне зависимости от его привлекательности.

Кроме этого, следует:

  • назначить ответственное лицо, которое будет оценивать вероятность рисков;
  • создать мониторинговый отдел на предприятии, который будет контролировать работу юридического отдела;
  • застраховать убытки, поскольку от них могут быть серьезные последствия.

Рекомендуется также создать специальную структуру, которая будет следить за взаимодействием руководителей и юр. отдела, а также других заинтересованных подразделений. Можно нанять грамотного юриста со стороны, например обратившись в компанию «Инфинанс».

Меры по минимизации рисков, не зависящих от компаний

Если рассматривать внешние юридические риски, на которые компания никак не может повлиять, то можно воспользоваться такими мерами:

  • Регулярно изучать изменения в законодательстве. Эту работу можно поручить юрисконсульту.
  • Проводить анализ периодов своей предпринимательской деятельности, когда принимаются нормативные акты и начинают работать.
  • Если есть большая вероятность того, что государство может принять некоторые меры по регулированию предприятий, то это лучше указать в договоре перед его подписанием.
  • Постоянно мониторить новости, сообщения СМИ относительно тех госорганов, которые могут влиять на деятельность фирм.

При вероятности повышения обязательных выплат в бюджет государства этот пункт также необходимо предусмотреть при совершении сделки.

Оценка при заключении контрактов

Оценить работу контрагентов достаточно непросто, поскольку большая часть важной информации скрыта от свободного изучения. К примеру, не всегда удается узнать об их доходах, размере капитала, задолженностях.

Но для оценки правовых рисков можно воспользоваться следующими мерами:

  • посмотреть все сведения из реестров, государственных баз;
  • изучить судебные решения, если они есть, в отношении будущего партнера;
  • просмотреть все виды публикаций средств массовой информации, в которых мог упоминаться контрагент.

Можно также сделать запрос в прокуратуру, трудовую инспекцию, ФССП. Это поможет выявить имеющиеся задолженности, жалобы к работе, проверки и прочие проведенные в отношении партнера мероприятия.

Меры по минимизации внутренних рисков

Как правило, основная задача заключается в том, чтобы повысить уровень квалификации сотрудников предприятия, внедрить различные стимулирующие программы для повышения ответственности при выполнении своих обязанностей.

Это может быть регулярное обучение, стимулы материального характера, строгое соблюдение правил, профессиональной этики, требования, касающиеся деловых и личных качеств персонала организации.

Технические меры

Минимизировать правовые риски предприятия можно, создав эффективную систему организации и хранения документооборота. Следует регулярно анализировать качество всех положений, вносить конкретику в определенные пункты договоров, оптимизировать нагрузку на юристов, обеспечить доступ сотрудников предприятия ко всем видам нормативных и правовых документов.

Этапы управления юридическими рисками

Чтобы не допустить возникновения юридических угроз, которые могут негативно отразиться на деятельности фирмы, рекомендуется воспользоваться методом фреймворка PMBoK от PMI, согласно которому руководство компанией состоит из шести шагов:

  1. Эффективно спланировать управление.
  2. Идентифицировать все возможные факторы.
  3. Дать качественную оценку.
  4. Провести количественный анализ.
  5. Тщательно спланировать реакции на юридические угрозы.
  6. Постоянно контролировать и мониторить.

Такой подход позволит активно прорабатывать источники, которые могут представлять угрозу. Пассивное реагирование возможно только в случае, если появляются непредвиденные факторы, на которые компания повлиять не в силах. Но если риски можно предугадать, нужно действовать.

Правовые риски – это лишь малая часть того, что может ожидать предприятие или ИП. Если вовремя внедрить на практике все возможные виды мер, их удастся если не предотвратить, то точно минимизировать. Чтобы правильно организовать работу, лучше обратиться к юристам. Специалисты компании «Инфинанс» проконсультируют по вопросу составления и заключения договоров, помогут обеспечить юридическую безопасность.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса