Структурирование бизнеса в IT-отрасли: особенности и рекомендации

Структурирование бизнеса
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

При разработке организационной структуры ИТ-компании или подразделения информационных технологий следует учитывать не только модель взаимодействия сотрудников, но также и законодательные требования к защите информации, характер ИТ-процессов и бюджет на построение системы. При этом оргструктура компании в сфере ИТ также зависит от специфики деятельности и необходимости привлечения специалистов на аутсорсе.

Нормативные документы (ИТ)

Прежде всего при создании ИТ-компании необходимо ориентироваться на требования законодательства к сбору, обмену и хранению данных. Поэтому при создании организационной структуры компании или отдела ИТ внутри предприятия следует прорабатывать не только документацию с точки зрения внутренней иерархии, но и документы по функциональной деятельности с точки зрения ИТ-стандартов и требований информационной безопасности:

  • порядок разработки, внедрения и контроля программного обеспечения;
  • условия хранения и защиты баз данных;
  • порядок контроля и модернизации программного оборудования;
  • создание архитектуры отдельных проектов и компании в целом;
  • потребность в услугах ИТ-специалистов на аутсорсе и условия сотрудничества.

Одновременно нужно регламентировать условия резервного копирования данных, действия сотрудников в случае внешних или внутренних угроз сохранности информации и объем дополнительных задач подразделения в рамках взаимодействия с другими отделами предприятия.

Организационные регламенты (ИТ-персонал)

Порядок составления документов, отражающих иерархию персонала и модель внутреннего взаимодействия, для организации в сфере ИТ аналогичен формированию оргструктуры для любого бизнеса. Так, для ИТ-отдела компании устанавливают порядок взаимодействия с управляющим составом и другими отделами, а также объем доступной для других подразделений информации. В рамках разработки организационной структуры отдельного предприятия в ИТ-отрасли управление компании утверждает количество структурных подразделений с учетом текущих и плановых задач, модель взаимодействия между ними, а также должностные инструкции для каждого специалиста.

Поскольку темпы обновлений в ИТ-сфере велики, важно назначить ответственного сотрудника за актуализацию информации и отслеживание соответствия деятельности законодательным и отраслевым нормативам. Кроме того, для новых специалистов или сотрудников для разовых задач на аутсорсе разрабатывают тестовые задания и критерии оценки их квалификации.

Формы документов (ИТ)

При формировании организационной структуры ИТ-компании формы внутренней документации утверждают в стандартном порядке. Так внедряют договоры, приказы, служебные записки и заявления. Как для полноценной компании, так и для ИТ-подразделения необходимо определить порядок утверждения внутренней документации и степень ответственности каждого сотрудника в рамках отдельного департамента. Например, на предприятии среднего бизнеса право подписи внутренних документов сферы ИТ имеет только начальник соответствующего отдела.

Кроме того, необходимо разработать документы для управления и контроля ИТ-специалистов внутри каждого департамента: технические задания, нормативы выполнения отдельных задач, тесты и отчеты о выполненной работе.

Процессы и процедуры

Объем и специфика процессов и процедур определяются конкретикой бизнеса и задачами отдельной компании. Однако вне зависимости от масштаба и типа деятельности при разработке организационной структуры для отрасли ИТ важно регламентировать порядок ИТ-процессов в соответствии с утвержденной архитектурой: это упростит контроль сотрудников и позволит повысить эффективность работы.

Для каждого процесса следует прописать ответственных сотрудников с учетом департаментов подразделения: постановщик и контролер задачи, исполнитель, системный аналитик и сотрудник, оценивающий риски. Последние две роли часто объединяют для оптимизации ИТ-отдела. Для предприятий, которые занимаются реализацией собственных ИТ-решений, выделяют отдельный коммерческий отдел или менеджера по продажам, для которого определяют степень вовлеченности в IT-процедуры.

Архитектура приложений, технологий и баз данных

Архитектура ИТ-процессов предполагает определение отдельных элементов и способов их взаимодействия. При разработке организационной структуры это касается как оборудования, так и программного обеспечения, а также назначения ответственных специалистов для каждого участка работы. При этом необходимо учитывать не только текущие задачи предприятия, но также и планы по развитию бизнеса, поскольку все системы в ИТ выбирают на основе соответствия основным принципам – адаптивности, масштабируемости и конфиденциальности. Формирование архитектуры технологий и баз данных представляет собой создание модели работы информационной системы на нескольких уровнях: взаимодействия с клиентом, функционального обеспечения информационных процессов и хранения базы данных.

Другие модели и материалы

Одновременно с основными процессами в ИТ следует предусмотреть и вспомогательные процедуры: оценку рисков конкретной разработки, ответственность за потерю баз данных, исследование эффективности аналитических и технических моделей. Здесь также проверяют соответствие выбранной стратегии и технического состояния оборудования достижению долгосрочных целей компании. Организационная структура предприятия предполагает участие ИТ-подразделения в корпоративном развитии: предоставление технического и программного обеспечения, составление модели для обучения и упрощения коммуникации персонала.

Уровни ИТ-архитектуры

Оргструктуру в отрасли ИТ обычно выстраивают в привязке к основным процессам и интеграциям на основе их иерархии.

Так, первоначально утверждают глобальные бизнес-цели и задачи и анализируют их соответствие текущему техническому и программному обеспечению. После этого выстраивают стратегию их достижения, с учетом которой подбирают актуальную ИТ-архитектуру, конкретные процессы и требования к их исполнению. Для этого формируют необходимое количество внутренних департаментов, устанавливают порядок взаимодействия между ними и прописывают нормативные документы.

Техническую составляющую информационной системы определяют в зависимости от периода разработки: например, при формировании организационной структуры ИТ для уже существующего предприятия отталкиваются от текущего уровня ИТ-технологий и бюджета на их актуализацию.

Чтобы правильно выстроить все процессы, лучше обратиться к специалистам. Эксперты компании «Инфинанс» помогут юридически верно структурировать бизнес, настроить процессы взаимодействия между подразделениями, прозрачную отчетность. Мы оказываем также налоговое и бухгалтерское сопровождение под ключ.

При разработке организационной структуры IT-компании или соответствующей службы предприятия опираются на объем текущих и плановых задач, техническое оснащение и требования законодательства к информационной безопасности в конкретной отрасли. Оргструктура должна не только упрощать взаимодействие между специалистами, но и контролировать риски ИТ-процессов, а также регламентировать объем работы и уровень ответственности для каждого сотрудника.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса