Бизнес-аутсорсинг – это возможность сэкономить деньги и улучшить результаты бизнеса. Такая модель доказала эффективность на практике. В 2020 году российский рынок подбора постоянных сотрудников сократился в два раза. Предприниматели предпочитают нанимать аутсорсеров для некоторых направлений и отказываются от штатного персонала.
Что такое аутсорсинг
Аутсорсинг – передача непрофильных задач компании подрядным организациям. Эта модель работы не нова, ее используют с прошлого века.
Аутсорсинг бизнес-процессов возник в 1930-х гг., родиной этого явления стали США. Альфред Слоун возглавил General Motors в сложный период. Концерн находился на грани закрытия, менеджеру пришлось решать проблему. Новый руководитель передал часть производства и процессов на управление сторонним подрядчикам. В результате General Motors вышла из сложного этапа развития и догнала Ford. Позже такую систему использовали в других компаниях.
Идеи делегирования непрофильных задач применяли также и в СССР. Производственные предприятия заключали соглашения с трестами столовых и просили их обеспечить питание рабочих.
Слово «аутсорсинг» имеет английское происхождение. Оно образовалось от выражения outer source using, в дословном переводе это звучит как «использование внешних источников».
Компании передают другим фирмам разные функции. К услугам аутсорсинга относят:
- ведение сайта;
- юридические услуги;
- ведение бухгалтерии;
- финансовое сопровождение;
- охрану офиса, склада и другого имущества;
- создание рекламы;
- производство комплектующих для основной продукции бренда.
Можно делегировать и наем сотрудников. Нередко фирмы заменяют HR-специалистов рекрутинговыми компаниями.
Чем аутсорсинг отличается от найма работников
Идею делегирования части задач подрядчикам поддерживают многие эксперты. Автор книги «Бизнес в стиле фанк» К. Нордстрем считает такую модель наиболее выгодной в текущих экономических условиях. Она прибыльнее классического найма персонала.
Услуги аутсорсинга повышают производительность сотрудников. Например, основная задача главбуха – организация работы по постановке и ведению учета организации. А задача рядового бухгалтера – учитывать имущество компании, проводить хозяйственные операции и т. п. Из-за недостатка кадров функции рядового бухгалтера часто выполняет и главбух, из-за чего его основные задачи страдают. Поэтому в таких случаях логично привлечь аутсорсинговую компанию, которая разгрузит главного специалиста.
С помощью процессов аутсорсинга снижаются издержки компании. Сотруднику приходится платить заработную плату, премии. Не стоит забывать о больничных, отпускных. Проще и выгоднее перевести работу на аутсорсинг.
Делегирование функций сторонней компании упрощает бизнес-процессы. Наем сотрудника – сложная бюрократическая процедура. В будущем могут возникнуть трудности с увольнением. Для передачи части задач необходимо только заключить договор аутсорсинга. Расторгнуть это соглашение при необходимости проще, чем уволить работника.
Каким компаниям и для чего нужен аутсорсинг
Аутсорсинг подойдет компаниям любого типа:
- микропредприятиям;
- малому бизнесу;
- среднему бизнесу;
- крупным компаниям.
Профиль фирмы неважен. Аутсорсинг могут использовать кондитерские, авиационные компании, разработчики игр и др. Рассмотрим примеры.
Если услуги юриста требуются компании один-два раза в год, то нет смысла держать в штате специалиста и платить ему зарплату. Это будет дорого и невыгодно. Для выхода из ситуации достаточно подписать договор на оказание услуг аутсорсинга с юридической компанией. В итоге предприниматель будет платить только за факт выполненных работ.
Наем охранника в штат для магазина обычно сопровождается дополнительными тратами:
- заработная плата;
- покупка инвентаря;
- обучение, повышение разряда.
Выгоднее и надежнее подписать договор с профильной фирмой. В результате можно рассчитывать на профессиональную помощь в экстренных ситуациях. Хорошие ЧОП проводят физическую, юридическую и психологическую подготовку сотрудников.
Нередко бизнес-аутсорсинг используют производственные компании. Они заказывают у контрагентов комплектующие для продукции или разработку компонентов. Например, IKEA передала процесс разработки и изготовления товаров подрядным организациям, сама же компания занимается реализацией продукции через фирменные магазины. Бренд также перевел на аутсорсинг логистику.
Виды аутсорсинга
Бизнес-аутсорсинг имеет сложную градацию. Принято выделять три варианта:
- производственный аутсорсинг. Компании передают подрядчикам задачи по проектированию, тестированию или выпуску продукции. Это увеличивает ее качество и снижает себестоимость. Такой формат часто используют в автомобилестроении: концерны отдают на аутсорс разработку и выпуск запчастей. Также подрядные организации активно привлекают производители самолетов;
- управленческий аутсорсинг. Пока непопулярен в России. Его чаще используют в США и Западной Европе. Подрядные организации управляют основными процессами заказчика. Они изучают работу компании, собирают аналитику и на основе полученных знаний рекомендуют принимать те или иные решения. Такой подход снижает риски управленческих ошибок;
- процессуальный аутсорсинг. Подразумевает передачу ряда внутренних функций внешним сотрудникам. Аутсорсеры могут заниматься инвентаризацией продукции, обеспечивать логистику, решать юридические задачи.
Процессуальный аутсорсинг в России получил наибольшее распространение, поэтому для него сформировалась собственная градация. Его принято разделять на 11 подвидов:
- юридический. Подготовка документов, представление заказчика в судах, проверка контрагентов;
- логистический. Доставка продукции и сырья, проработка маршрутов, хранение товаров;
- кадровый. Поиск персонала, оценка продуктивности и персональной эффективности сотрудников;
- сервисный. Техподдержка пользователей, call-центры;
- финансовый. Бухгалтерские и аудиторские услуги;
- IT-аутсорсинг. Разработка софта, тестирование, создание и поддержка сайтов;
- Маркетинговый. Исследование рынков, прогнозирование эффективности методов продвижения, запуск рекламы;
- охранный. Обеспечение безопасности компании;
- клининговый. Уборка в помещении;
- технический. Обслуживание и ремонт техники компании;
- аутстаффинг. Лизинг работников. Фирма не нанимает персонал напрямую. По документам сотрудники работают у подрядчика, аутсорсер только предоставляет их в «аренду» контрагентам.
Также аутсорсинг делят по внешнеполитическим критериям. Выделяют внутренний и международный. При внутреннем аутсорсинге компании находятся в одной стране. При международном – работают в разных юрисдикциях.
Международный формат часто прибылен из-за разницы в стоимости оплаты труда. Работа IT-специалиста в США стоит дороже, чем в Индии. Поэтому многие американские компании делегируют компаниям из Индии простые задачи. Подрядчикам могут предложить провести QA-тестирование, разработать UI- или UX-дизайн и т. п.
Как строить работу с подрядчиком
На бизнес-аутсорсинг можно направить любые второстепенные задачи фирмы. Но при этом нужно оставить ключевые задачи внутри компании. Не стоит переводить всю работу под внешнее управление.
В договоре необходимо прописать каждую деталь. Укажите обязанности и права сторон, способы воздействия за несоблюдение условий.
Предпринимателю также необходимо продумать систему контроля. Эти задачи можно поручить штатному менеджеру компании.
Преимущества бизнес-аутсорсинга
Рынок передачи непрофильных задач растет ежегодно. Это обусловлено преимуществами такой модели бизнеса. С ее помощью удается:
- снизить затраты. Компании не приходится формировать нужную материальную базу или покупать специализированный софт для сотрудников. Также удается экономить на зарплате и налогах;
- увеличить качество непрофильных услуг. Профессионалов мало, их работа стоит дорого, поэтому бизнесмены сталкиваются с дефицитом кадров. Обращение к аутсорсерам решает эту проблему. В итоге растет качество услуг;
- уменьшить риски. Наемный сотрудник может заболеть, уйти в декрет, уволиться. Контракт с аутсорсером будет выполнен при любых обстоятельствах;
- сфокусироваться на основном направлении. Передача некоторых функций на аутсорсинг подрядчикам поможет сконцентрироваться на главных задачах.
Плюсы очевидны. В комплексе они формируют отличный совокупный эффект.
Ошибки при переходе на аутсорсинг
При начале сотрудничества с аутсорсерами многие бизнесмены совершают типичные ошибки.
Бизнесмен заключает контракт с подрядчиком и в тот же день начинает сокращать работников из штата. Подобный подход обычно заканчивается проблемами. Контрагент не справляется с обязательствами. Заказчик вынужден нанимать работников или искать другую аутсорсинговую компанию. В этот момент бизнес-процессы останавливаются. Поэтому бизнесмену следует переходить на работу с подрядчиками плавно. Нужно заключить контракт, посмотреть на качество выполнения услуг и только после этого сокращать персонал.
Некоторые наниматели забывают о необходимости контролировать работу подрядчиков. Эта ошибка считается одной из самых распространенных. Бизнесмену нужно следить за качеством услуг, сроками исполнения задач.
Иногда в контракте не прописывают ответственность подрядчика за ненадлежащее качество услуги. Этот пункт нужно обязательно вписать в договор.
Преимущества сотрудничества с «Инфинанс»
Компания «Инфинанс» оказывает услуги аутсорсинга и консалтинга. Каждый наш сотрудник имеет опыт работы более 10 лет.
Мы предлагаем финансовый, юридический и бухгалтерский аутсорсинг. Поможем открыть счет в банке, оформить кредитную линию. Специалисты компании проконсультируют по вопросам участия в тендерах, подготовят необходимые документы. Наши сотрудники законно оптимизируют налоги и выполнят многие другие задачи.
Бизнес-аутсорсинг с «Инфинанс» подойдет разным фирмам. Мы работаем с онлайн-бизнесом, производственными предприятиями. Наши специалисты помогут сельскохозяйственным компаниям. Специальный пакет услуг есть для ВЭДа. Офисы фирмы находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Удаленно можем работать с заказчиками из любого региона страны.