Правовые аспекты создания онлайн-школ в России

Онлайн бизнес

Знать, какие документы нужны для открытия онлайн-школы, нужно еще до пробного запуска курсов. Подготовить программы, образовательные материалы и платформу тоже стоит заранее, так как они необходимы бизнесу для лицензии. Рассмотрим, какие документы нужны для открытия онлайн-школы, какую организационно-правовую систему и форму налогообложения лучше выбрать.

Получение лицензии на онлайн-обучение

Российское законодательство ориентировано на очное обучение и не регулирует работы онлайн-школ (термины «интернет-образование», «онлайн-курс» в нормативно-правовых актах отсутствуют). Но на всё, что относится к образовательной деятельности, перед открытием и стартов первого потока курсов нужно получать лицензию.

Чтобы определить, считается ли ваша деятельность образовательной, проверьте, находите ли в своем продукте следующие признаки:

  • Обучение ведется по программе – специальному документу, в котором указан объем в академических часах, планируемые результаты.
  • Курсы проводятся в одном и том же помещении по расписанию, есть учебный план.
  • Студенты сдают экзамены, их обучают люди с педагогическим образованием.
  • По итогам обучения проводится аттестация, выдается документ о полученном образовании/квалификации.

Нормативно-правовая база лицензирования онлайн-образования

Деятельность онлайн-школ подлежит лицензированию согласно статье 91 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Поэтому организации и предприниматели, которые планируют открыть школу, должны получать лицензию.

Требования законодательства

Основной закон, на который нужно ориентироваться предпринимателям, которые хотят открыть онлайн-школу, – № 273-ФЗ. С 1 января 2023 года вступили в силу поправки, регулирующие онлайн-образование. Например, согласно изменениям, перед открытием школы все цифровые учебники и пособия, если их созданием вы занимались самостоятельно, а также образовательные платформы должны пройти экспертизу в Минпросвещения.

Кому не нужна лицензия

Лицензия не требуется ИП и самозанятым, которые обучают сами, не привлекая других преподавателей. Кроме того, к образовательной деятельности не относятся консультации, продажа учебных пособий, онлайн-курсов в записи – для этого тоже не требуется лицензия. Еще одно исключение из № 273-ФЗ – разовые онлайн или очные лекции, воркшопы, презентации, семинары, круглые столы, дискуссии.

Как получить лицензию онлайн-школам

Чтобы открыть онлайн-школу, следует подать заявление в лицензирующий орган – Рособрнадзор и его подразделения. Еще можно подать заявление через «Госуслуги», а получить лицензию – по почте. Решение по выдаче лицензии предпринимателю, который планирует открытие онлайн-школы, принимается в течение 60 дней.

Перед тем как открывать школу и подавать заявление, нужно подготовить документы и проверить соблюдение всех требований. Это можно сделать самому или с помощью юристов.

Чтобы получить лицензию и открыть онлайн-школу как бизнес, нужно следующее:

  1. Разработать собственные программы курсов.
  2. Нанять по трудовому договору или ГПХ преподавателей, которые будут создавать программы, вести занятия.
  3. Подготовить до фактического открытия заявление, регистрационные документы ИП или устав, свидетельство о регистрации ООО, квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

До 1 января 2021 года обязательно требовалось помещение (даже если планировалось открывать исключительно онлайн-курсы). Сейчас деятельность школ, которые обучают исключительно в Интернете, лицензируется без подтверждения наличия помещения. Но вместо документов, подтверждающих право пользования помещением, заключений Госпожнадзора и СЭС, бизнесу нужно подтвердить наличие электронной информационной платформы.

Организационно-правовая форма и коммерческая направленность не имеют значения для получения лицензии. Начинать работать можно будучи как ООО, так и ИП. Лицензируемая деятельность может быть не основным направлением для организации – открытие курсов возможно как дополнительная деятельность.

Что лучше – ИП или ООО

Для открытия онлайн-курсов нужно оформить самозанятость, ИП или ООО. Для самозанятых налог небольшой, их доходы учитываются автоматически. Но самозанятым нельзя заключать трудовые договоры и выдавать дипломы, а еще доход такого бизнеса не должен превышать 2,4 млн руб. в годовом выражении.

ИП имеют право нанимать сотрудников с педагогическим образованием для проведения курсов, воркшопов и мастер-классов на регулярной основе, но нужна лицензия. Ограничение по доходу выше, чем у самозанятых, – 251,4 млн руб.

Недостатки ИП как организационно-правовой формы ведения бизнеса:

  • сложнее платить налоги (по сравнению с самозанятыми);
  • обязательно нужно отчислять взносы по открытым договорам с сотрудниками;
  • может быть невыгодно по налогам (зависит от многих факторов – нужно советоваться с профессионалами).

ООО дает бизнесу преимущества в привлечении инвестиций, совместном владении и продаже организации. Недостатками ООО как организационно-правовой формы выступают обязательный бухгалтерский учет, необходимость подавать отчетность.

ООО могут выводить доход через дивиденды каждые 3 месяца. При этом нужно заплатить 13 % в ФНС. Чтобы получать деньги от бизнеса чаще, нужно трудоустроить себя как сотрудника, что влечет дополнительную налоговую нагрузку.

5 плюсов ИП в сравнении с ООО

Резюмируя, можно выделить несколько неоспоримых преимуществ открытия ИП для ведения образовательной деятельности онлайн:

  • Проще открыть, требуется меньше документов.
  • Вывод доходов напрямую, не через дивиденды. Весь доход ИП – собственность физлица.
  • Меньше налогов и упрощенная отчетность (бизнесу не нужно сдавать бухгалтерский баланс, отчет о финрезультатах).
  • Не нужен уставной капитал для открытия предприятия.

ИП легче не только открыть, но и закрыть деятельность. Снятие с налогового учета автоматически прекращает существование бизнеса.

Как открыть ИП

Чтобы открыть ИП, необходимо предоставить паспорт, ИНН, заявление, квитанцию об уплате пошлины. Заранее выберите налоговую систему и определитесь с кодами по ОКВЭД. Уведомление об открытии ИП через 3 рабочих дня приходит на email заявителя. Пошаговая инструкция по регистрации размещена на сайте ФНС.

Если выбрали упрощенную систему, подайте соответствующее заявление, когда будете открывать ИП или в течение 30 дней после этого. В противном случае применяется общая система. Заявление на патент тоже нужно подавать сразу, но это можно сделать только в ФНС.

Другие способы открыть ИП

Открытие ИП возможно в ФНС, МФЦ, онлайн или по почте. Выбирайте любой, но удобнее (а еще бесплатно, так как не нужно платить госпошлину) – через МФЦ или онлайн. В МФЦ нужно только дать оператору документы, и он сделает всё за вас. Чтобы открыть деятельность через сайт ФНС, нужно сначала сделать КЭП в банке или удостоверяющем центре. КЭП в дальнейшем понадобится для подписания документов.

Как оформить сотрудников: трудовой договор или договор ГПХ

Отношения с сотрудниками нужно правильно оформить. ИП и ООО могут заключать трудовые договоры. Для патентной системы действует ограничение – 15 сотрудников. ИП и ООО на УСН могут взять на работу не более 100 человек в год. Если вы хотите оформить работника, но четко не регламентируете его график, занятость, обязанности, можно заключить не трудовой (ТД), а договор гражданско-правового характера (ГПХ).

Договор ГПХ нельзя использовать как трудовой. Поэтому в этом документе не должно быть ничего, что свидетельствует о трудовой деятельности. Несмотря на это, для бизнеса договор ГПХ – более удобная форма оформления отношений с сотрудниками. Основные преимущества:

  • легко оформляется и расторгается;
  • количество подрядчиков не ограничено;
  • не нужно оплачивать больничные, отпускные.

Работнику же выгоднее работать на ТД, так как в этом случае его права защищены ТК РФ.

Какие налоги платит ИП

ИП может выбрать упрощенную систему или патент (ПСН). Последний предусматривает уплату фиксированной суммы. Стоимость – 20–30 руб. в год (зависит от региона). Ограничения ПСН:

  • доход – до 60 млн руб. в год;
  • до 15 сотрудников.

На УСН «Доходы» налог составляет 6 % с дохода, нанимать по ТД и ГПХ можно до 100 работников в год, нужно сдавать налоговую отчетность и платить взносы. Ограничение по доходу – 150 млн руб. / 12 месяцев.

На УСН «Доходы минус расходы» бизнес платит разницу между доходами и расходами. Ставка составляет 5–15 %, но есть минимальный 1 %, который нужно отчислять, если доход равен нулю. Нужно платить взносы:

  • фиксированные на страхование и пенсию;
  • дополнительные, если доход превысил 300 тыс. руб. в год.

Обычно для онлайн-школ такую систему не выбирают, останавливаясь на УСН «Доходы» или патенте.

Если уже применяете УСН или другую систему, но хотите перейти на патент, дождитесь начала следующего финансового года. ФНС оформит патент, но произведет расчет налога по изначальной системе сразу за год, потому что в течение года менять налоговый режим запрещено.

Какую отчетность сдает ИП

Предприниматели на ОСН должны сдавать декларацию по НДС и 3-НДФЛ, на УСН – декларацию по УСН, на ПСН – только уведомление об уменьшении налога после оплаты патента. За просрочку представления отчетов грозит штраф – 5 % налога по декларации за каждый месяц опоздания. Если собираетесь открывать онлайн-школу или другой бизнес, кроме перечисленных, подготовьтесь сдавать и другие документы и отчеты: в Росстат – Форму-1 раз в 5 лет, отчеты в СФР, расчет по страховым взносам.

Как вы будете получать наличные из бизнеса

ИП может перечислять деньги с расчетного счета на свою карту, снимать с бизнес-карты или через кассу. Но будьте осторожны: у финмониторинга банка возникнут подозрения, если слишком часто или в больших суммах обналичивать деньги. В этом случае у ИП запросят накладные, акты, подтверждающие реальность сделки, и документы, подтверждающие легальное возникновение денег.

Советы, как работать с расчетным счетом ИП, чтобы не вызвать подозрений:

  • по возможности вообще не снимать наличку, а переводить на свою карту или платить с р/с;
  • держать деньги на счете как можно дольше (это выгодно, потому что начисляются проценты на остаток);
  • не обналичивать все деньги сразу же после поступления очередного платежа;
  • перечислять деньги работникам через зарплатный проект, а не платить наличными.

Нужна ли вам онлайн-касса

Образовательные учреждения должны отправлять чеки за оплату курсов с помощью онлайн-кассы, если принимают деньги наличными или по карте. Это требование закона № 54-ФЗ. Если онлайн-курсы продаются только в Интернете, можно использовать кассу, которая отправляет чеки по СМС или email.

Регистрировать ли товарный знак

Онлайн-школе регистрировать свое название как товарный знак необязательно. Это нужно, только если вы хотите получить исключительное право на него и в дальнейшем продавать право вести курсы по франшизе.

Вы зарегистрировались: что теперь?

Если вы зарегистрировались и получили лицензию, значит, у вас уже готовы образовательные программы курсов, есть концепция онлайн-школы и проверены несколько гипотез. Далее нужно подготовить товар (доработать программы, снять видеоуроки или сформировать учебный материал курса на выбранной платформе), разработать систему регистрации пользователей, подключить маркетинг – и начать продажи. Сначала лучше собрать бесплатные лиды, а потом, если их недостаточно, подключить платные инструменты для привлечения учеников на курсы.

Компания «Инфинанс» предлагает услуги юридического, финансового, налогового сопровождения. Наши сотрудники проконсультируют по всем правовым аспектам открытия онлайн-школ, посоветуют наиболее выгодную форму регистрации и налоговую систему, помогут с оформлением документов.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса