Оценка эффективности бизнеса через управленческую отчетность

Бухгалтерия и управленческая отчетность
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Подготовка управленческой отчетности в соответствии с установленными периодами позволяет оценить рентабельность и маржинальность бизнеса по динамике показателей эффективности деятельности организации. При этом в отчете отражают основные показатели эффективности, а также индивидуальные критерии оценки с учетом специфики конкретного предприятия.

Какие ключевые показатели эффективности есть в бизнесе

Основные критерии эффективности аналогичны для управленческой и обязательной бухгалтерской отчетности, поскольку они отражают продуктивность текущих бизнес-процессов и помогают спрогнозировать плановые результаты по каждому направлению деятельности. Начинающие предприниматели часто делают ошибку, анализируя положение компании только по статьям доходов и расходов. Отчеты должны отражать не только результаты основной деятельности предприятия, но также и затраты на вторичные расходы, амортизацию здания и оборудования, коммунальные услуги, разовые выплаты подрядчикам, государственным контролирующим органам.

Важно определить ключевые показатели эффективности для конкретного бизнеса в соответствии с этапом развития, сферой деятельности, уровнем естественного потребительского спроса, темпами роста и другими внутренними и внешними факторами. Их оценка важна как для внутренних потребностей управляющего состава, так и для представления во внешние инстанции: например, при взаимодействии с потенциальными партнерами, кредиторами и инвесторами.

Доходы и расходы

Основной критерий, который определяет эффективность бизнеса в привязке к конкретному отчетному периоду. Статьи доходов и расходов анализируют ежедневно благодаря автоматической отчетности, доступной в большинстве версий программного обеспечения. Формат оценки показателя выбирают в соответствии с масштабом бизнеса. Например, рассчитывают доходы и расходы для отдельного направления реализации, рынка сбыта, конкретной товарной категории.

На основе этих показателей определяют чистую прибыль предприятия, маржинальность конкретного товара, эффективность работы менеджеров коммерческого отдела, результативность маркетинговых инвестиций. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет выявить неэффективные затраты и оптимизировать финансовую структуру компании.

Себестоимость продукции

Себестоимость товара или услуги – основа для разработки финансовой политики компании и взаимодействия с потребителями за счет внедрения маркетинговых инструментов и корректировки рыночной стоимости продукта. При этом себестоимость оценивают как сумму затраченных на производство и реализацию товара или услуги производственных, финансовых и трудовых ресурсов.

Себестоимость одновременно зависит от внутренних и внешних факторов:

  • качества и стоимости закупки сырья;
  • квалификации сотрудников;
  • уровня спроса и предложения на конкретный продукт на рынке;
  • технологии производства и реализации.

Расчет себестоимости необходим для ее последующего снижения с целью повышения прибыли. Это может происходить за счет применения дешевого сырья, автоматизации части производственных процессов, снижения косвенных издержек и других критериев.

Рентабельность

Оценка рентабельности бизнеса не зависит от этапа его развития и указывает на результативность работы и эффективность запущенных методов продвижения на рынке и качества реализации продукта. Рассчитывают рентабельность по формуле как отношение прибыли к объему затрат на производство и реализацию продукции, умноженное на 100 %.

С ростом рентабельности повышается и инвестиционная привлекательность предприятия, поэтому это ключевой показатель эффективности в управленческих отчетах, которые готовят для внешнего использования. Кроме того, показатель оценивают не только в привязке к конкретному продукту или товарной категории – для многопрофильных компаний определяют рентабельность отдельных направлений и активов.

Собственный капитал

Один из основных финансовых показателей, на которые в первую очередь обращают внимание кредиторы и потенциальные партнеры, поскольку он характеризует собственные средства предприятия. Рассчитывают собственный капитал с использованием одного из двух методов:

  • первый предполагает ориентировку на уставной капитал организации в сумме с резервным, добавочным капиталом и нераспределенной прибылью;
  • второй же оценивает собственный капитал как разницу активов и обязательств перед кредиторами.

Кроме того, важно оценивать показатель оборачиваемости собственного капитала компании, то есть скорость оборота собственных средств.

Движение денег

Отчет о движении денежных средств – форма обязательной бухгалтерской отчетности, которая отражает все денежные потоки предприятия по различным статьям и характеризует операционную, финансовую и инвестиционную деятельность компании. Постатейное заполнение этого отчета дает управляющему составу наиболее полную информацию о внутренних бизнес-процессах.

Объем продаж

Основной показатель эффективности для коммерческих предприятий, который указывает на продуктивность работы сотрудников коммерческого отдела и косвенно определяет преимущества и недостатки продукции. Показатель объема продаж рассчитывают в денежном, товарном или категорийном эквиваленте. Для оценки развития бизнеса важно анализировать динамику объема продаж относительно предыдущих периодов и прогнозировать плановые значения с учетом внедренных инструментов для стимулирования сбыта продукции.

Какие оценочные методы используются

Для оценки эффективности бизнеса используют различные методы, которые подбирают в соответствии с масштабом предприятия и темпами его развития. Так, на начальном этапе достаточно информативным будет способ сравнения плановых и фактических показателей эффективности. Однако по мере роста и добавления направлений бизнеса следует внедрять дополнительные инструменты и методики оценки:

  • горизонтальный – анализ финансовых и экономических показателей относительно предыдущих отчетных периодов, который подходит для прогнозирования будущих значений прибыли, объема продаж;
  • вертикальный – предполагает исследование структурных изменений внутри категории в рамках одного временного промежутка, например изменение активов на балансе компании;
  • факторный – оценивает эффективность деятельности организации в привязке к конкретным факторам – объему продаж, ассортименту продукции, динамике себестоимости;
  • сравнительный – одновременно с соотношением плановых и фактических значений сравнивают отраслевые показатели эффективности, а также KPI компании с показателями конкретной компании-конкурента.

Одновременно с финансовыми критериями оценки для комплексного анализа следует проводить расчет качественных и количественных показателей эффективности работы сотрудников.

Производительность труда

Производительность труда характеризует продуктивность работы конкретного подразделения компании или отдельного сотрудника. Этот критерий особенно актуален для производственных предприятий, где можно рассчитать производительность труда в привязке к нормативу выпуска продукции. Производительность труда разделяют на фактическую и потенциальную, но на практике рассчитать показатель довольно сложно, если деятельность не связана напрямую с производством товара или оказанием услуги.

Выработка

Выработка также актуальна в первую очередь для производственных предприятий, поскольку указывает на количество произведенного товара за отдельный период, например час, день, год. При расчете выработки важным критерием остается сохранение качества продукции.

Трудоемкость

Трудоемкость оценивает продуктивность тех служб и сотрудников, деятельность которых не связана с непосредственным производством товара или не регламентирована во времени. Это, например, сервисная служба и технические специалисты, эффективность работы которых определяется отдельным промежутком времени. Для оценки трудоемкости необходимо разделить потраченное на выполнение проекта время на объем произведенной работы или выпущенной продукции.

Как оценить качество функционирования компании

При оценке качества функционирования компании прежде всего утверждают приоритетные долгосрочные и текущие цели бизнеса, после чего выбирают конкретные критерии, наиболее точно отражающие механику их достижения. В первую очередь берут количественные характеристики рентабельности предприятия, аналогичные с данными обязательной бухгалтерской отчетности, после чего дополняют управленческий учет дополнительными сведениями о работе конкретных отделов или сотрудников. Далее выбирают наиболее подходящий метод оценки: например, сравнительный и горизонтальный, чтобы рассчитать динамику показателей и спрогнозировать план продаж на следующий период.

По результатам количественных расчетов проводят качественную оценку полученных значений и выявляют причины снижения или стагнации показателей эффективности. При соответствии плановым результатам руководители предприятия разрабатывают систему повышения показателей за счет корректировки выбранной стратегии развития.

Зачем еще нужно оценивать качество работы производственной компании

Несмотря на высокую значимость внутренних критериев работы предприятия, важно учитывать и внешние обстоятельства в отрасли, влияющие на работу. Например, динамику естественного потребительского спроса, технологические и модные тенденции на рынке, глобальные политические и экономические кризисы, влияющие на спрос на продукцию, стоимость сырья и другие аспекты.

Иногда трудно самостоятельно учесть все критерии оценки эффективности бизнеса. Лучше обратиться к специалистам компании «Инфинанс». Мы проконсультируем по важным и второстепенным показателям, поможем разработать стратегию и настроить управленческую отчетность. Наши эксперты оказывают услуги под ключ или дают исчерпывающие консультации, помогая бизнесу не зацикливаться на нюансах.

Своевременная оценка показателей эффективности помогает руководящему составу компании контролировать внутренние бизнес-процессы и оптимизировать работу предприятия в соответствии с динамикой продаж и индивидуальными темпами развития. При этом важно анализировать не только количественные критерии рентабельности бизнеса, но и качественные характеристики продукта и сервиса, которые обеспечат продвижение организации на рынке. Оценка бизнеса должна быть привязана к анализу общей ситуации в отрасли и уровню конкурентоспособности предприятия.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса