Как разработать финансовую стратегию развития компании

Структурирование бизнеса
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Стратегия развития предприятия – это конкретный план, определяющий работу всех подразделений компании на год или несколько лет вперед с целью нарастить мощности и достичь желаемой прибыли. Для правильного составления стратегического плана необходимо понимать, что он из себя представляет, а также рассмотреть несколько эффективных примеров. При этом обязательно нужно учитывать задачи организации и ее миссию. Благодаря грамотно составленной стратегии развития бизнеса и правильно проведенным расчетам вероятность достижения поставленных целей увеличивается в несколько раз. Подобное планирование является хорошей возможностью не остаться без дохода.

Что такое стратегия развития предприятия: какие примеры встречаются

Это стратегический план компании, при разработке которого учитывают результаты и расчеты, ожидаемые на выходе. Такой документ способствует быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям в сфере бизнеса.

При его создании обязательно должны учитываться следующие факторы:

  • миссия организации;
  • основное направление предприятия;
  • внутренние и внешние методы позиционирования себя;
  • инструменты, которые помогут двигаться к целям и достигать их;
  • план последовательности действий в случае оказания влияния на предприятия;
  • социальные аспекты.

Такой план помогает просчитать все варианты, благодаря которым получится быстрее и эффективнее прийти к конечному результату.

Чаще всего на предприятиях предусмотрена разработка следующих видов стратегий развития:

  • сокращения или уничтожения компании;
  • смешанные;
  • органического, обычного или стремительного роста;
  • отдельно по ассортименту или разновидности;
  • в соответствии с подразделением или отраслью.

Если организация крупная, имеет несколько филиалов в разных городах, то план разрабатывается отдельно для каждого подразделения. Необязательно, что он будет стандартным. В этом случае стратегии для каждой отрасли могут даже противоречить основному стратегическому планированию.

Планы также подразделяются на такие разновидности:

  1. Новинка. Упор делается на производство продукта, который этой фирмой еще не был представлен на рынке.
  2. Лидер по затратам. Предприятие представляет товар по цене ниже конкурентной. Такая стратегия будет эффективна, если поставлена цель по завоеванию новых территорий. В такой ситуации минимальной стоимости продукции удается достичь за счет небольших издержек, сокращение которых в свою очередь получается благодаря автоматизации определенных бизнес-процессов.
  3. Фокусирование. Проводятся мероприятия, фокус которых направлен на привлечение внимания к продукту конечного потребителя.

В большинстве случаев крупные компании составляют смешанные стратегии развития, например прогрессивную. Подразумевает создание структуры, которая будет включать несколько пунктов – от изготовителя до конечного покупателя. Сюда будет входить открытие новых торговых точек, складов, наём перевозчиков, организация доставки и прочее.

Еще один пример – горизонтальная. Цель организации – убрать конкурентов или слиться с ними.

Разработка регрессивного стратегического планирования может подразумевать заключение договоров с большим количеством контрагентов, закупку нового сырья.

От каких рисков следует отталкиваться

Чтобы эффективно влиять на деятельность организации, при составлении стратегии необходимо рассматривать все возможные рискованные ситуации, что особенно важно на фоне стремительного развития рыночных отношений и роста конкуренции. Поэтому одним из важных этапов является правильное долгосрочное прогнозирование. Но также нужно помнить, что любой прогноз – это только вероятность, которую невозможно максимально точно просчитать, тем более в цифровом эквиваленте.

Какие же стоит учитывать предполагаемые последствия:

  1. Неправильное сокращение. Это может привести к тому, что будет утерян ассортимент, необходимые ресурсы или технологии. Часто это результат неграмотно составленного прогноза или внезапного возникновения факторов, которые изначально не были предусмотрены.
  2. Неограниченный рост. Стратегия развития предприятия по увеличению должна применяться только определенное время. При несвоевременном прекращении ее реализации есть риск, что уменьшится производство, а ниши рынка будут переполнены.
  3. Умеренность. Меньше рисков будет в том случае, если идти к результату небольшими шагами.

К рискованным ситуациям также стоит отнести и неправильную технологию ликвидации. Если было принято решение ликвидировать компанию или ее подразделение, это не означает, что больше не придется сталкиваться ни с какими рисками. На самом деле, если неверно провести процедуру или где-то просчитаться, владелец бизнеса может лишиться большей части финансов.

Готовые решения для всех направлений

Чтобы не зависеть от человеческого фактора, сократить время на выполнение большинства операций, требующих ручного ввода или заполнения таблиц в Excel, можно воспользоваться готовым программным обеспечением для автоматизации работы.

Разработчики приложения предлагают несколько вариантов решений, среди которых вы обязательно выберете наиболее подходящее под ваш вид деятельности:

  • магазины – продажи будут идти даже в дни инвентаризации и приема товаров;
  • онлайн-торговля – обеспечит точность и скорость отгрузки и приемки;
  • склад – исключение ошибок в момент перемещения, инвентаризации, при выгрузке и отгрузке продукции;
  • маркировка – возможность оградить себя от контрафактного товара и следить за движением поставок;
  • производство – повышение эффективности работы организации благодаря автоматизированному учету товарно-материальных ценностей;
  • инвентаризация – повышение скорости и точности бизнес-процессов;
  • сертификация для партнеров – выход на новый уровень при работе с клиентами;
  • учреждения – точный подсчет имущества, сокращение случаев краж и потерь;
  • RFID – отслеживание товара на всем пути поставок;
  • ЕГАИС – исключение ошибок при считывании акцизных марок алкоголя.

Если вы не знаете, какое из направлений подойдет именно вам, лучше обратиться к специалистам за консультацией, например в консалтинговую компанию «Инфинанс». Сотрудники ответят на все интересующие вас вопросы, проанализируют сложившуюся ситуацию, помогут выявить проблему и выбрать подходящую для вашего предприятия стратегию, а также предоставят полное сопровождение на момент ее внедрения.

Пример алгоритма бизнес-стратегии предприятия

Прежде всего необходимо определить миссию и цели. Для этого нужно дать максимально развернутый ответ на вопрос, кому и какую пользу будет приносить компания.

Главная задача, поставленная перед планированием, будет заключаться в том, чтобы повысить управляемость и эффективность организации, закрепить ее положение на рынке.

Далее необходимо будет проработать все этапы. Достижение поставленных целей должно быть постепенным.

Разрабатывать стратегию развития компании должны эксперты в этой области.

Кроме того, необходимо прописать все сроки, выявить причинно-следственные связи внутри SWOT-анализа, оценить, насколько меняется внутренняя среда.

Как разработать стратегию развития предприятия: инструкция по шагам

Каким бы прибыльным ни был бизнес, он не должен стоять на месте, иначе можно потерять клиентов. Чтобы повлиять на работу фирмы, вывести ее на новый уровень и сделать еще более успешной, необходимо выполнить пять важных шагов.

Первым делом необходимо провести оценку текущей ситуации. Для этого нужно проанализировать все достижения предприятия, продажи, доход, текучку сотрудников, их количество и так далее. Всю информацию желательно рассматривать в разрезе последних двенадцати месяцев.

На следующем этапе нужно спланировать, как предположительно будет выглядеть каждое подразделение компании после изменений. При формировании предполагаемого поведения берутся во внимание 4 составляющие: сильные и слабые стороны, возможности, риски.

Далее важно подготовиться к тому, чтобы намеченные перемены реализовать. Для этого:

  • добавить новые продукты;
  • поработать над улучшением логистики;
  • расширить ассортимент.

После этого нужно представить все возможные риски, которые могут помешать достижению намеченных целей, распределить их по важности и в первую очередь рассматривать наиболее значимые. Для любой ситуации должно быть подготовлено решение, которым при необходимости можно будет сразу воспользоваться.

На последнем шаге нужно обозначить даты, когда стратегический план должен корректироваться. Это обязательный пункт. Поскольку условия рынка постоянно и стремительно меняются, любая стратегия развития организации, предусмотренная на долгосрочную перспективу, должна пересматриваться и корректироваться не реже раза в год.

Какой вид выбрать в зависимости от задач

Стратегия обороны подойдет компаниям, которые уже давно на рынке. Основная задача в этом случае будет заключаться в производстве безупречного продукта и удержании своих позиций. Все процессы максимально отлажены, штат состоит из высококвалифицированного персонала.

Суть стратегии наступления заключается в концентрации всех усилий на производстве одного такого продукта, который станет максимально успешным и выгодным. Для ведения такой политики потребуется тщательно проанализировать аналогичную организацию, чтобы обойти ее по всем направлениям.

Стратегия поглощения подразумевает постепенное внедрение идей, хранение или перепродажу того, что не пригодилось в работе.

Промежуточное внедрение – это постоянное проведение анализа рынка. Предприятия занимаются поиском новых, не занятых конкурентами ниш, производством новых товаров. В этом случае они полностью свободны от конкуренции.

Пиратским способом обычно пользуются новые небольшие компании. Как правило, производственные технологии заимствуются у конкурирующих фирм практически без изменений. Но если удается получить продукт, превосходящий по качеству, им не будет равных.

Стратегия имитации подходит узнаваемым фирмам с хорошей деловой репутацией. Они могут не только производить свой товар, но и делать копии, взяв за образец продукцию конкурентов.

На что обратить внимание при выборе

Прежде всего необходимо провести структурный анализ по всем направлениям внутри отрасли, отследить способ появления инновационного продукта и по результатам сделать расчет пути.

Потребуется также анализ информации: жизненный цикл, активность и изучение статистических данных по патентам и идеям.

Предложение пути, по которому будет происходить дальнейшее развитие предприятия, должно исходить от руководства. Каждое подразделение может разработать идею под себя и обсудить ее на общем собрании.

Как действовать, чтобы сформировать план

Нужно осознавать, что, какая бы тактика ни была предложена, она не может работать вечно. Если ничего не меняется, стратегия должна периодически пересматриваться и корректироваться. При возникновении новых факторов, влияющих на деятельность организации или отдельных ее отраслей, должны ставиться новые цели и задачи, помогающие подстраиваться под перемены и эффективно развиваться.

Определяют следующие этапы планирования:

  • оценка ситуации на данный момент;
  • соотношение планов с возможностями;
  • подготовка документации и компании к изменениям.

Кроме того, нужно сделать анализ всех возможных рисков. Нельзя внедрять новую стратегию, не понимая, с чем можно столкнуться в процессе. Обязательно должны быть продуманы варианты отступления и решения проблем.

Стратегия развития организации необходима для того, чтобы повысить ее продуктивность и вывести на лидирующие позиции. Для достижения конечной цели для каждого подразделения разрабатывается и утверждается конкретный план действий, который, согласно обстановке, должен регулярно пересматриваться с внесением изменений.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса