Удобство статуса индивидуального предпринимателя в том, что для регистрации не нужно образования юридического лица. Оформить ИП может дееспособный гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, или иностранное лицо с российской пропиской.
Разберем подробнее пошаговую инструкцию, как оформить ИП и официально зарегистрировать бизнес с минимальными затратами.
- Этап 1. Выбор способа подачи документов на регистрацию ИП
- Этап 2. Выбор ОКВЭД
- Этап 3. Подготовка пакета документов для регистрации
- Этап 4. Заполнение заявления на регистрацию ИП
- Этап 5. Подача документов в налоговый орган
- Этап 6. Получение документов о госрегистрации ИП
- Этап 7. Выбор системы налогообложения
- Этап 8. Открытие расчетного счета
- Этап 9. Регистрация кассовой техники
- Этап 10. Получение лицензий и необходимых разрешений
- Этап 11. Регистрация в ПФР и ФСС в качестве работодателя
- Этап 12. Выбор сервиса для ведения бухгалтерии
- Какие могут быть сложности
- Что делать после регистрации
- Коротко: как зарегистрировать ИП самостоятельно
Этап 1. Выбор способа подачи документов на регистрацию ИП
Можно обратиться в отделение МФЦ, налоговую или к нотариусу. Для онлайн-оформления необходима электронная подпись и регистрация на «Госуслугах». Заявление также можно подать на официальном сайте ФНС.
Этап 2. Выбор ОКВЭД
При регистрации индивидуального предпринимателя требуется указать ОКВЭД. Это код, который описывает и классифицирует деятельность предприятия, определяет правила налогообложения и нормативные требования.
Как выбрать ОКВЭД самостоятельно:
- узнайте о классификации ОКВЭД. Подробная информация о каждом коде есть на сайте ФНС;
- определите сферу предпринимательской деятельности;
- проконсультируйтесь со специалистом – юристом или бухгалтером.
В дальнейшем код можно сменить, подав заявление в электронной форме на сайте налоговой. За работу без ОКВЭД предусмотрены штрафные санкции вплоть до ограничения предпринимательской деятельности.
Этап 3. Подготовка пакета документов для регистрации
Для открытия ИП понадобятся документы:
- заявление на регистрацию;
- копия паспорта;
- ИНН;
- документы на место проведения деятельности: договор аренды, свидетельство о праве собственности на помещение;
- ОКВЭД;
- квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб.;
- уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, если оно планируется.
В зависимости от региона, характера деятельности условия изменяются и могут потребоваться другие документы. Орган регистрации вправе запросить дополнительные сведения.
Этап 4. Заполнение заявления на регистрацию ИП
В заявлении необходимо указать: полное ФИО, пол, гражданство, паспортные данные, выбранный налоговый режим, ОКВЭД, реквизиты банковского счета, сведения о предпринимательской деятельности, подпись.
Этап 5. Подача документов в налоговый орган
После сбора документов направьте их в налоговый орган, МФЦ по месту регистрации или прикрепите на «Госуслугах» в электронном формате. Рассмотрение быстрое, в течение трех рабочих дней.
Этап 6. Получение документов о госрегистрации ИП
После регистрации вы получите следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации. В нём можно узнать реквизиты предприятия: полное наименование, дату и время регистрации, ИНН, ОГРН;
- уведомление о присвоении ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ со сведениями о вашей организации.
Документы можно получить лично в налоговом органе, по почте или запросить электронные копии. Если вы долго не получаете уведомления о готовности, обратитесь в ФНС.
Этап 7. Выбор системы налогообложения
Система налогообложения зависит от масштаба бизнеса: планируемого дохода, количества сотрудников, характера и объема предпринимательской деятельности.
Для ИП чаще выбирают:
- упрощенную систему налогообложения (УСН). Подходит при малых объемах бизнеса и низких затратах. Ставка – 6 %, может быть снижена до 1 %;
- налог на профессиональный доход (НПД). ИП освобождается от уплаты страховых взносов, годовой доход – не более 2,4 млн руб., нет возможности оформить работников по ТК РФ;
- общую систему налогообложения.
Этап 8. Открытие расчетного счета
Для открытия счета обратитесь в выбранный банк с паспортными данными, заявлением на создание расчетного счета, свидетельством о регистрации ИП и справкой из налоговой. После подписания договора вы получите реквизиты счета.
Этап 9. Регистрация кассовой техники
Зарегистрировать кассу можно на сайте ФНС. Авторизуйтесь в личном кабинете и перейдите в раздел «Учет контрольно-кассовой техники». По кнопке «Зарегистрировать КТ» введите информацию об ИП, предприятии и заполните заявление.
Этап 10. Получение лицензий и необходимых разрешений
Лицензия необходима предприятиям, занимающимся продажей медикаментов, алкоголя, перевозками и другой лицензированной деятельностью.
Направьте документы в лицензирующий орган и уплатите госпошлину в размере 7 500 руб., чтобы получить нужные разрешения.
Этап 11. Регистрация в ПФР и ФСС в качестве работодателя
Чтобы встать на учет в ПФР в качестве работодателя, достаточно встать на учет в ФНС. Налоговая передает информацию в ПФР в течение трех дней после внесения данных в ЕГРЮЛ.
Зарегистрироваться в ФСС можно на «Госуслугах» или через подачу заявления в любой отдел ФСС вне зависимости от места проживания.
Этап 12. Выбор сервиса для ведения бухгалтерии
С помощью сервиса ведения бухгалтерии вы сможете поддерживать порядок в финансах, контролировать все поступления средств и уменьшить расходы, если это понадобится.
Лучшие сервисы для учета бухгалтерии для индивидуальных предпринимателей:
- «Эльба». Популярный сервис, бесплатный пробный период в течение трех месяцев;
- «БухСофт». Бесплатный пробный период – 15 дней;
- «Большая Птица». Сервис поможет оптимизировать все бизнес-процессы: складской и валютный учет, поставки, покупки и приобретения;
- «ФинГуру»;
- «Контур.Бухгалтерия».
Какие могут быть сложности
Главный минус ИП – ограничение по видам деятельности. Например, вы сможете получить лицензию на продажу медикаментов, только если имеете высшее медицинское образование. ООО для этого достаточно нанять директора, соответствующего полномочиям.
ИП – всё еще физическое лицо, один человек. Бизнес становится неделимым, его нельзя продать, передать другому владельцу или по наследству. Если есть партнер по бизнесу, его не получится официально указать в доле.
Что делать после регистрации
После регистрации рекомендуем перейти на УСН, удобный на старте бизнеса. Вы освободитесь от уплаты НДС, но всё еще обязуетесь вносить страховые взносы за себя и сотрудников.
Коротко: как зарегистрировать ИП самостоятельно
Пошаговая инструкция, как зарегистрировать и открыть ИП:
- Заполните заявление о госрегистрации ИП.
- Направьте заявление с пакетом документов в отделение ФНС, МФЦ, по почте или прикрепите на сайте «Госуслуг».
- Оплатите госпошлину.
- Дождитесь рассмотрения заявления и регистрации вас в статусе индивидуального предпринимателя.
Компания «Инфинанс» поможет вам избавиться от лишних расходов, сократить налоги и снизить затраты на управление. Оказываем финансово-юридическое обслуживание и сделаем ваш бизнес безопасным и защищенным. Наши специалисты не только проконсультируют о порядке открытия ИП, но и могут оказать помощь в сборе и отправке документов, выборе подходящего режима налогообложения.