Как защитить интернет-стартап от юридических проблем

Финансы

Правила ведения бизнеса в Интернете подкреплены не только реальным опытом других предпринимателей, но и правовыми аспектами. Одно из главных – защита персональных данных пользователей. Процесс регламентируется на законодательном уровне, а несоблюдение норм подразумевает наступление гражданской, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Защита персональных данных

Под формулировкой «защита персональных данных» понимается комплекс мер, направленных на защиту информации, имеющей непосредственное отношение к субъекту персональных данных.

Основные положения нормативного акта заключаются в следующем:

  • процесс обработки личных сведений должен быть подкреплен законными основаниями;
  • нельзя собирать и обрабатывать данные в целях, не соответствующих изначальным;
  • информация по каждому отдельному субъекту строго конфиденциальна, ее нельзя передавать третьей стороне либо распространять без разрешения субъекта / требований законодательства;
  • субъект вправе защищать свои интересы в отношении персональных данных;
  • субъект может в судебном порядке обжаловать действия/бездействие оператора персональных данных.

Оператор обязан должным образом уведомлять Роскомнадзор о каждом случае обработки персональной информации.

Кто попадает под категорию «оператор персональных данных»

Расшифровка правовых понятий закреплена в Законе «О персональных данных» (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152). Согласно нормам, оператором выступает лицо, которое устанавливает цели и содержание процесса обработки данных, организует его с чьей-либо помощью или же выполняет обработку самостоятельно.

Функции оператора вправе исполнять государственные и муниципальные органы, а также физические и юридические лица. При этом обозначенным категориям необязательно быть внесенным в соответствующий реестр операторов обработки персональной информации (его ведением занимается Роскомнадзор).

Как защитить себя от штрафов

Основная масса инвестиций, сделанных в стартап, предназначается для продвижения бренда. Регистрация товарного знака может занимать длительное время (до одного года), при этом предварительная проверка не будет гарантом фактической регистрации. Чтобы избежать трудностей, следует соблюдать все рекомендации и советы патентного поверенного.

Ключевые правила:

  1. Домен, товарный знак и название компании должны быть идентичны. Такой подход гарантирует практически полную защиту прав на используемый бренд.
  2. Названию нужна уникальная идея, графика и логотип. Не следует видоизменять существующие логотипы и названия с целью придать им оригинальности. Использование чужого товарного знака без соответствующих разрешений чревато наступлением уголовной ответственности. Даже визуально похожие логотипы можно расценить как случай нарушения принципов честной конкуренции.

Если компания нарушает эти правила, не соблюдая тем самым этических и законодательных норм, контролирующие органы вправе взыскать с нее существенный штраф.

Немаловажный этап – наличие политики конфиденциальности на официальном сайте организации. Ее отсутствие наказывается материально (штраф – до 30 тысяч рублей).

Еще одна опасная точка – рекламные материалы. Даже незначительная деталь на маленьком флаере может стать проблемой и основанием для взыскания штрафа, если она не соответствует действительности. Например, обещание дополнительной скидки, подарка или приписывание продукту свойств, которыми он не обладает.

Заметив расхождения, потребитель вправе обратиться с жалобой в соответствующие инстанции. Нарушение ФЗ № 38 «О рекламе» и требований о добросовестной конкуренции может обернуться штрафом в несколько сотен тысяч рублей.

Какие документы вам понадобятся

Кроме политики о неразглашении персональных данных, на сайте в свободном доступе должны быть следующие документы:

  • пользовательское соглашение (составленное под конкретный бизнес);
  • публичная оферта (принимаемая в момент совершения оплаты, что характерно для интернет-магазинов).

Интернет-стартапу могут понадобиться различные формы договоров:

  • на размещение рекламы;
  • о наполнении сайта контентом;
  • трудовые (для найма сотрудников);
  • соглашения с контрагентами.

Детали подготовки бумаг и размещения информации в конкретной бизнес-модели стоит уточнить у квалифицированного юриста.

Как избежать санкций

Чтобы онлайн-бизнеса не коснулись санкции, законно открывать компанию можно не только на территории РФ, но и в юрисдикции иных государств. Конечно, процесс сложнее и сопровождается большими рисками, поэтому перед регистрацией нужно учесть все правовые аспекты, напрямую влияющие на работу стартапа.

Определившись с формой компании и уточнив налоговые детали, стоит обратиться к специалисту, который поможет пройти все бюрократические процедуры. Для успешной регистрации нужно подготовить полный пакет необходимых документов и оплатить возможные пошлины.

Защита прав потребителей

Закон «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1) регулирует взаимоотношения между производителем/продавцом/импортером и клиентом / конечным пользователем товаров и услуг.

Потребитель вправе получать:

  • полную информацию о товаре/услуге (ст. 10);
  • качественный и безопасный продукт (ст. 4, ст. 7);
  • компенсацию морального вреда и возмещение причиненного вреда (ст. 13, ст. 15);
  • судебную защиту интересов (ст. 17).

Если производитель/продавец нарушает права конечного потребителя, помимо наступления ответственности в рамках закона, ему надлежит компенсировать причиненный ущерб.

Открытие собственного дела сопровождается множеством тонкостей, разбираться в которых нужно еще до запуска интернет-проекта, чтобы не столкнуться с юридическими проблемами.

Лучше обратиться к специалистам, например в компанию «Инфинанс». Практикующий юрист проведет полный аудит выбранной бизнес-модели, а также подскажет, как защитить интернет-бизнес от юридических проблем. За поддержкой грамотного специалиста стоит общаться заранее, чтобы учесть все нюансы до момента запуска и успеть подготовить нужную документацию.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса