Использование дочерних компаний для управления рисками в бизнесе

Структурирование бизнеса
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Создание дочерних предприятий позволяет компаниям выйти на новые региональные и международные рынки, укрепить позицию в отрасли, а также разработать единую корпоративную систему управления рисками. При этом объем ответственности за дочернюю компанию зависит от выбранной формы управления и уровня вовлеченности в принятие управленческих решений.

Дочерние компании: определение и юридический статус

Организацию считают дочерней, если ее учредителем выступает другое юридическое лицо, которое имеет право контроля благодаря вложению в уставной капитал свыше 20 %. При этом «дочка» – самостоятельное юридическое лицо, руководитель которой принимает управленческие решения и ведет хозяйственную деятельность в рамках устава. Однако материнская организация несет полную ответственность за все бизнес-процессы дочерней, в том числе берет на себя все незакрытые финансовые обязательства в случае ликвидации или банкротства «дочки», которые стали следствием управленческих решений материнской компании.

Иногда дочерние предприятия путают с филиалами компании, однако основная деятельность филиала совпадает с деятельностью головного подразделения, при этом его не выделяют в качестве самостоятельного субъекта, а только вносят информацию о создании в устав организации. Для «дочки» предусмотрено ведение деятельности в любой сфере бизнеса, и она обладает достаточной свободой в принятии финансовых, административных и хозяйственных решений.

Материнская и дочерняя компания: зачем разделять

Дочерние предприятия создают двумя путями. В первом случае компания-учредитель формирует устав фирмы и определяет степень контроля и периодичность отчетности. Во втором случае учредитель приобретает готовый бизнес и создает единый холдинг с предприятиями в различных направлениях деятельности.

Выделяют несколько основных целей создания дочерней структуры:

  • перераспределение активов компании и формирование непрофильных активов в полноценное предприятие;
  • потребность в непрофильной деятельности: например, необходимость реализации находящейся на балансе недвижимости;
  • изменение в организационной структуре предприятия или взаимоотношений между учредителями: так, возможная причина создания «дочки» – выход одного из учредителей из совета директоров компании;
  • выход на новые рынки – приобретение иностранных компаний и формирование родственной структуры упрощают продвижение бренда на международном рынке;
  • структурное разделение направлений деятельности и масштабирование до необходимости самостоятельного контроля бизнес-процессов;
  • корректировка системы управления и перераспределение трудовых ресурсов, снижение контрольной нагрузки собственника.

Для предприятий крупного бизнеса часто характерно формирование дочерних предприятий для обслуживания собственной основной деятельности – выделение функций логистики, страхования, охраны в отдельные компании. Подобную схему применяют и для малого бизнеса при расширении и необходимости обособления направлений, требующих лицензии. Например, в рамках ресторанного бизнеса собственник может выделить бар в качестве отдельного юридического лица для оформления лицензии на продажу алкоголя.

Преимущества создания дочерних структур

Создание холдинга путем приобретения готового бизнеса обычно не предполагает целенаправленного формирования дочерней структуры, но гарантирует те же преимущества, что и последовательная разработка организационной структуры с аффилированными компаниями:

  • упрощает контроль обособленных подразделений – рост бизнеса требует большей вовлеченности руководящего состава, наступает момент, когда учредителю проще выделить одно или несколько направлений в обособленную структуру для снижения собственной нагрузки. Такая схема наиболее актуальна для неприоритетных или второстепенных направлений деятельности;
  • распределяет финансовые центры – поскольку «дочки» самостоятельно ведут финансовую деятельность, компания-учредитель может исключить их из обязательной управленческой отчетности и зафиксировать только ключевые финансовые показатели. Такая модель управления позволяет комплексно оценить эффективность каждого бизнес-направления;
  • обеспечивает выход на новые рынки – продвижение компании в отрасли наиболее эффективно, когда его выбирают в качестве вектора развития. Для крупных предприятий с несколькими видами деятельности эффективное развитие по всем направлениям одновременно практически невозможно: структурное разделение формально не нарушает корпоративную систему, но ускоряет продвижение отдельных фирм-«дочек» в соответствующих нишах;
  • снижает финансовые и корпоративные риски – выход на новые региональные или международные рынки обычно сопровождается дополнительными налоговыми или таможенными льготами. Даже в рамках одного региона распределение бизнес-процессов по нескольким предприятиям позволяет выделить отдельные зоны риска и сохранить головную компанию при возникновении кризиса в конкретной отрасли;
  • повышает прибыль компании-учредителя – эффективность выделенного менеджмента при разграничении ответственности положительно влияет на общий доход учредителя.

Кроме того, формирование родственной структуры укрепляет имидж бренда и материнской компании, а также позволяет участвовать в локальных тендерах, аукционах, для которых важна именно уставная деятельность организации. Риск-менеджмент холдинга подразумевает комплексную систему управления рисками (КСУР), где отдельное подразделение рассчитывает точки рисков и их индикаторы и прогнозирует поведение дочерних и материнской структур при возникновении угроз основной или узкоспециализированной деятельности.

Недостатки создания дочерних структур

Одновременно с преимуществами выделения «дочек» необходимо учитывать и возможные недостатки такой системы, которые касаются обоих субъектов:

  • несмотря на формальную самостоятельность, в реальной жизни дочерняя фирма зависит от управленческих решений компании-учредителя, что часто тормозит внутренние бизнес-процессы из-за необходимости согласования бюджета, корпоративных реорганизаций, организационной структуры;
  • при отсутствии достаточных собственных средств у «дочки» она полностью зависит от финансирования материнской организации;
  • в ситуации недостаточного контроля и признания финансовой несостоятельности дочерней структуры из-за действий учредителя последний несет полную ответственность за выплату задолженности.

Причем, несмотря на возможность самостоятельного участия субъекта в качестве истца и ответчика, при возникновении критических спорных ситуаций (например, в рамках уголовного разбирательства) материнская организация также несет ответственность за «дочку». Такие ситуации влияют не только на финансовые аспекты компании-учредителя, но и негативно сказываются на ее репутации.

Дочерняя финансовая отчетность

Порядок отчетности дочерней организации определяют при создании устава предприятия. При этом общий вид финансовой отчетности обычно ведут по аналогии с компанией-учредителем. Кроме того, для всех аффилированных юридических лиц предусмотрена консолидированная отчетность, которая позволяет сделать вывод об эффективности работы каждого направления, выявить приоритетные подразделения и сформировать единый отчет для собственника бизнеса. Кроме того, законодательство предполагает отдельную финансовую отчетность, которая учитывает инвестиции в дочерние компании, ее выполняют по единой выбранной методике для всех «дочек».

Плюсы и минусы дочерних компаний

При расширении бизнеса и выборе дочерней структуры необходимо оценивать все положительные и отрицательные аспекты такого взаимодействия. Создание «дочки» или группы дочерних предприятий приносит компании-учредителю очевидные преимущества:

  • возможность ведения узкопрофильной отрасли и участия в операциях на рынке через третьих лиц;
  • вывод финансовых и материальных активов для снижения рисков;
  • полный контроль бизнес-процессов аффилированных лиц и переложение юридической ответственности на обособленный субъект.

Однако создание такой схемы управления связано с негативными моментами как для компании-учредителя, так и для «дочки». Первая обязана составлять консолидированную отчетность, что обычно связано с затратой значительных трудовых и временных ресурсов и по мере расширения бизнеса требует формирования внутреннего аудиторского отдела. Для дочерней компании основной минус – контроль со стороны материнской организации и усложнение принятия управленческих решений.

Иногда проще обратиться за услугами к сторонним специалистам, чем самостоятельно разбираться во всех тонкостях процессов. Компания «Инфинанс» оказывает услуги юридического, бухгалтерского и налогового сопровождения. Мы проконсультируем обо всех возможностях оптимизации бизнеса, возьмем на себя самые трудозатратные процессы.

Формирование холдинга за счет создания или покупки дочерних предприятий позволяет учредителю распределить ответственность за отраслевые бизнес-процессы и упростить контроль нескольких направлений, а также управлять рисками через вывод активов и проведение отдельных операций от лица «дочки». Однако такая схема взаимодействия между предприятиями предполагает ответственность учредителя и часто ограничивает самостоятельную деятельность дочерних организаций.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса