Защита бизнеса: как избежать проблем в инфобизнесе

Юриспруденция и Право
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Защита бизнеса в сфере информационного обеспечения или образования актуальна не только для онлайн-формата, но и для организованного очного обучения. Однако публикация материалов на каждой площадке взаимодействия с потенциальными или текущими клиентами всегда связана с угрозой утечки информации, потерей репутации бренда и снижения лояльности потребителей. Поэтому для многих сфер деятельности необходимо позаботиться об информационной безопасности бизнеса.

Почему необходима защита инфобизнеса

Сохранение данных важно для большинства компаний, которые в той или иной мере проявляют себя в каналах взаимодействия с потребителями. Так, информацию о новых способах разработки продукта или высказывания экспертного мнения размещенные в блоге компании, на официальных страницах в социальных сетях или мессенджерах, обычно не защищают от копирования. При этом использование этих сведений может заметно усложнить развитие бизнеса, а в некоторых случаях – привести к продолжительной стагнации из-за утечки данных конкурентам.

Защита инфобизнеса – обязательный пункт бизнес-плана, поскольку здесь именно информация играет роль основного продукта. Причем с ростом уникальности данных и популярности компании растет и вероятность частичной или полной кражи информации. Своевременное решение вопроса о безопасности бизнеса позволяет не только защитить публичные сведения от копирования, но и решить другие долгосрочные бизнес-задачи:

  • Динамика продаж – появление пиратских копий инфопродукта в бесплатном или бюджетном доступе сказывается на количестве продаж. Причем утечка информации может повлиять на доход как напрямую, так и косвенно. В первом случае клиенты получают нужный продукт через сторонних лиц по сниженной цене, во втором – потенциальные потребители изначально находят вторичную информацию и не знают о существовании компании-собственника.
  • Репутация бренда – в большинстве случаев копирование данных влечет за собой искажение начальных сведений, а потому – и отсутствие нужного результата для клиентов. Так появляются отрицательные отзывы на инфопродукт, которые приводят к снижению лояльности целевой аудитории.
  • Сохранение уникальности – публикация качественного контента, уникальных авторских идей и поддержание единой стилистики эксперта влияют на доверие к инфопродукту, а следовательно, и на спрос потребителей.
  • Конкурентоспособность – обеспечение безопасности бизнеса ведет к отсутствию похожих идей и продуктов у конкурентов, это укрепляет позицию компании на рынке и позволяет повысить цену на товары и услуги.
  • Взаимодействие с партнерами – защита прав бизнеса упрощает сотрудничество с партнерами и контрагентами. Прежде всего дает возможность ускорить заключение договоров и повышает их прозрачность для потенциальных партнеров. Кроме того, это предотвращает утечку данных при работе с подрядчиками (дизайнерами, SMM-специалистами и т. д.).

Внутренняя и внешняя утечка данных

Инфобизнес онлайн или офлайн реализуется или самостоятельно предпринимателем-экспертом, или с помощью продюсера. При этом привлечение лица, которое занимается позиционированием и продвижением продукта на рынке, также грозит потенциальной утечкой данных. Причем онлайн-продвижение увеличивает вероятность копирования информации. Так, организация онлайн-школы подразумевает публичный доступ к инфопродукту и возможность создания пиратских копий. Здесь информация может быть скопирована в виде:

  • текстовых материалов;
  • аудио- и видеофайлов;
  • идеи и авторской подачи данных.

Вне зависимости от формата бизнеса его учредители могут столкнуться с внутренней и внешней утечкой данных. Внутренние угрозы при ограниченном штате сотрудников обычно бывают непреднамеренными:

  • ошибки в обмене файлами – следствие невнимательности сотрудников, которые отправляют информацию контрагентам или партнерам через третьих лиц, не соблюдая требований к защите инфобизнеса;
  • разглашение конфиденциальной информации – взаимодействие с большим количеством потенциальных контрагентов часто вынуждает сотрудников предоставлять данные о продукте кругу лиц, которые также сотрудничают с компаниями-конкурентами;
  • неправильная утилизация документов – неполное удаление электронных файлов или неверная утилизация документации дает доступ к конфиденциальной информации третьим лицам;
  • технические сбои – проблемы с передачей файлов, ошибки в антивирусной защите программного обеспечения и открытый доступ к паролям снижает защиту данных.

Однако одновременно стоит учитывать и ситуации, в которых персонал компании или уволенные сотрудники намеренно передают информацию конкурентам или самостоятельно занимаются перепродажей пиратских копий. В некоторых случаях бывшие помощники экспертов и коучей создают собственный инфобизнес, взяв за основу идеи прошлого работодателя.

Внешние угрозы потери данных, как правило, связаны с умышленными тактиками конкурентов. При этом они могут подкупать сотрудников, самостоятельно или через третьих лиц покупать инфопродукт для последующего копирования или распространения в Интернете. Кроме того, внешние причины иногда связаны с глобальными техническими сбоями и потерей информации: например, открытый доступ к базе данных при неполадках с программным обеспечением.

Основные ошибки в инфобизнесе

Угрозы безопасности бизнеса обычно становятся следствием поверхностной проработки предпринимателем методов реализации своего продукта. При этом фокус внимания остается на получении прибыли и привлечении новых клиентов, но эксперт не уделяет должного внимания вопросам информационной безопасности. Здесь выделяют несколько типичных ошибок:

  • Общий доступ к информации – утечка данных в компаниях малого бизнеса часто случается из-за отсутствия контроля доступа сотрудников к ключевым идеям и авторским материалам. При запуске инфобизнеса с помощью продюсера, маркетолога и т. п. эксперт предоставляет все пароли и базы данных. При увольнении сотрудников эта информация также может остаться доступной.
  • Отсутствие регистрации авторских прав – запуск инфобизнеса за счет простоты реализации через онлайн-каналы редко прорабатывают в рамках комплексной стратегии развития и не регистрируют официальный товарный знак, айдентику бренда и авторские права учредителя.
  • Пренебрежение коммерческой тайной – по мере развития бизнеса предприниматели нанимают менеджеров по продажам инфопродукта, которые работают по методам реализации, аналогичным другим товарам и услугам. Однако в инфобизнесе важно не просто нанять квалифицированных сотрудников, но и предусмотреть защиту данных, которую регламентирует пункт коммерческой тайны в договоре найма.
  • Бюджетное программное обеспечение – попытка сэкономить на оборудовании или качественном ПО приводит к техническим сбоям и открытому доступу к конфиденциальной информации.

В большинстве случаев безопасность малого бизнеса подвергается угрозам из-за человеческого фактора. В крупных компаниях оргструктура предполагает отдельное подразделение, которое отвечает за информационную безопасность, поэтому здесь чаще возникают ошибки, связанные с техническими сбоями оборудования или внешними угрозами.

Меры и способы обеспечения информационной безопасности бизнеса

При работе с инфопродуктами следует комплексно проработать систему безопасности бизнеса и учесть все потенциальные причины утечки данных. Конкретный набор инструментов зависит от этапа развития деятельности, формата работы, сегмента инфобизнеса и количества сотрудников. Стоит также принимать в расчет количество и длину каналов реализации инфопродукта. При этом способы защиты данных включают работу со всеми направлениями деятельности. Рассмотрим их.

Юридическое оформление инфобизнеса

Вне зависимости от масштаба информационного бизнеса недостаточно начать продавать интеллектуальный продукт – необходимо оформить документы аналогично другим предприятиям. Для этого следует открыть ИП или ООО, чтобы обеспечить финансовую безопасность бизнеса и предотвратить возможные проблемы с налоговой. Здесь также актуальна дополнительная регистрация товарного знака и авторских прав. Причем получение патента не всегда зависит от конкретной деятельности и методик реализации инфопродукта.

Размещение договора публичной оферты

Разработка и публикация договора публичной оферты – необходимый шаг при запуске онлайн-продаж. Это позволит регламентировать публикацию материалов и взаимодействие с большим числом покупателей, а также прописать все условия реализации инфопродукта. Так, эксперт или коуч может прописать условия приобретения информации, обучения в онлайн-школе и т. п. Как правило, один из пунктов должен содержать условия сохранения конфиденциальности данных.

Оформление договоров с сотрудниками и подрядчиками

Для снижения вероятности внутренних потерь информации следует добавлять пункт коммерческой тайны в договоры с подрядчиками, партнерами и персоналом. Это обеспечит экономическую безопасность бизнеса, если договор будет содержать конкретные периоды сохранения данных, а также условия прекращения сотрудничества или увольнения.

Лицензирование образовательной деятельности

При открытии инфобизнеса важно изучить все нюансы, касающиеся формата обучения. Например, при открытии онлайн-школы лицензирование требуется при систематическом обучении, но необязательно в случае разовых консультаций или развлекательного формата курса. Для получения лицензии необходимо подтвердить наличие профильного образования у эксперта, а также оформить дополнительную документацию: договоры аренды и найма сотрудников с соответствующим образованием, разрешения СЭС, пожнадзора и т. д.

Грамотное ведение отчетности

Контроль внутренней документации и своевременное составление отчетов помогают вовремя отследить утечку информации и выявить ее причину.

Консалтинг

По мере масштабирования инфобизнеса и роста популярности продукта важно комплексно проработать защиту информации. Консалтинговые агентства предлагают технологии безопасности бизнеса, которые разрабатывают индивидуально на основе этапа развития, внутренних и внешних характеристик компании, а также позиции на рынке. Услуги консалтинга помогают ускорить продвижение продукта за счет обращения к экспертам в области защиты данных и адресной проработки системы информационной безопасности.

Преимущества сотрудничества с «Инфинанс»

Компания «Инфинанс» предлагает полное сопровождение информационного бизнеса на всех стадиях развития – от регистрации юридического лица и определения нюансов патентного права до разработки должностных инструкций для персонала. При этом формат консультаций с экспертами также подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от периодичности обращений и необходимого комплекса услуг. Например, специалисты «Инфинанс» могут просчитать все угрозы информационной безопасности и подобрать оптимальные способы предотвращения. Кроме того, предприниматель самостоятельно выбирает актуальный пакет сопровождения и количество консультаций. Юридические, бухгалтерские и финансовые бизнес-процессы, переданные на аутсорсинг в одну компанию, снижают риски внутренних и внешних угроз для инфобизнеса.

Для улучшения защиты бизнеса в сегменте информационных услуг или онлайн-образования важно предусмотреть все возможные внутренние и внешние потенциальные угрозы. Разработка индивидуального плана для обеспечения информационной безопасности инфобизнеса в привязке к способам взаимодействия с потенциальными и текущими клиентами, патентному праву и типу реализации товара или услуги снижает утечку информации и гарантирует уникальность инфопродукта.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса