Введение в управленческую отчетность: основные принципы и задачи

Бухгалтерия и управленческая отчетность
Статья проверена экспертом
Пушкарева Наталья Вадимовна
аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов

Управленческий учет структурирует информацию о бизнес-процессах компании и упрощает контроль и принятие ключевых решений руководящим составом. При этом для эффективного построения системы следует соблюдать основные принципы управленческого учета и адаптировать модель отчетности под индивидуальные особенности организации.

Что такое управленческий учет

Управленческий учет не входит в обязательную систему отчетности, которую необходимо представлять контролирующим государственным органам. Поэтому на каждом предприятии утверждают собственную форму и объем отчета для руководящего состава или собственника организации.

Зачем нужен

Основное назначение внутренней отчетности – упрощение контроля деятельности для принятия своевременных решений и анализа эффективности внедренных инструментов и методов работы. Однако часто требуется и внешний управленческий учет – представление данных о компании потенциальным или текущим партнерам, инвесторам, кредиторам.

Кто ведет

Назначение ответственных за внутреннюю отчетность и порядок ее ведения зависят от масштаба организации и принятой системы управления. Так, на предприятиях малого бизнеса отчет обычно составляет руководитель, а на предприятиях среднего и крупного бизнеса – финансовый директор или планово-экономический отдел.

Что в себя включает

Содержание отчета зависит от текущих потребностей управления, но всегда опирается на долгосрочные и локальные бизнес-цели. При этом в качестве основы берут бухгалтерскую отчетность и дополняют полезными для менеджмента организации данными о других подразделениях и процессах. Информация в управленческом учете направлена на комплексное описание текущей ситуации для контроля и корректировки стратегии развития.

Отличие управленческого учета от бухгалтерского

Основное отличие внутренней отчетности для управления от бухучета – цель подготовки. Если бухучет направлен на анализ финансовых показателей и взаимодействие с налоговыми и другими контролирующими инстанциями, управленческая отчетность позволяет руководителю проанализировать эффективность утвержденной системы ведения деятельности.

Цели и функции

Ключевая цель составления отчетов – выбор эффективных методов управления организацией. При этом функции отчетности затрагивают все направления работы:

  • контроль – позволяет руководящему составу получать наиболее значимые данные от каждого подразделения в формате консолидированного отчета;
  • определение вектора развития – упрощает планирование финансовых и маркетинговых показателей компании;
  • распределение обязанностей – помогает руководителю построить работу предприятия в соответствии с приоритетными задачами.

Задачи

Независимо от периодичности составления, внутренняя отчетность помогает решить текущие и глобальные бизнес-задачи. Например, оценить динамику продаж на основе изменения внутренних и внешних факторов, определить рентабельность бизнеса, рассчитать себестоимость и маржинальность продукта, выявить недостатки системы и скорректировать процессы для повышения эффективности работы.

Методы управленческого учета

Принцип выбора конкретных методик ведения внутренней отчетности зависит от масштаба организации и потребностей управления. При этом основные методы основаны на способах представления данных:

  • параллельный – одновременное сведение информации по всем направлениям работы;
  • последовательный – пошаговое заполнение различных типов отчетности;
  • инвентарный – представление информации по итогам инвентаризации;
  • проектный – составление отчета по итогам завершения проекта или реализации конкретного продукта.

Внутри крупных организаций планово-экономический отдел обычно разрабатывает собственный метод подготовки внутренней отчетности на основе одной или нескольких методик. Выбор метода влияет на периодичность, объем и содержание отчета.

Объекты

Объекты внутренней отчетности в первую очередь характеризуют финансовое состояние организации, поэтому включают:

  • доходы и расходы предприятия;
  • динамику ценовой политики с учетом себестоимости продукта;
  • объем прибыли и затраты по отдельным направлениям деятельности.

Виды управленческого учета на предприятии

В соответствии с поставленными целями управленческую отчетность предприятия разделяют на стратегическую, бюджетную, маржинальную и производственную. В действительности в большинстве компаний применяют консолидированный отчет, объединяющий несколько видов.

Принципы

Принципы управленческого учета универсальны для всех предприятий и моделей управления, поскольку направлены на упрощение аналитических методов работы с информацией:

  • полезность – основной принцип внутренней отчетности для эффективного управления организацией;
  • прозрачность – независимо от объема отчета, данные должны быть понятны для всего руководящего состава;
  • доступность – предполагает представление информации заинтересованным лицам, в том числе контрагентам и кредиторам;
  • периодичность – необходимый принцип для эффективной оценки деятельности предприятия.

Основные и дополнительные принципы ведения внутреннего учета должны быть прописаны в рамках уставной документации организации и включать в себя информацию о сроках представления и ответственных сотрудниках.

Внедрение управленческого учета на предприятии

Система управленческого учета обычно стартует с бухгалтерской отчетности и расширяется по мере роста компании. Запуск информационных методов для управления опирается на приоритетные задачи, актуальный тип отчета, масштаб предприятия.

Организация и ведение

На начальном этапе предприниматели обычно самостоятельно ведут аналитику в удобном формате, например в таблице Excel. При этом поэтапно распределяют информацию в соответствии с бизнес-целями и целями составления конкретного отчета, текущим положением фирмы в микро- и макросреде, актуальными методами управления.

Автоматизация управленческого учета

Для крупного бизнеса самостоятельное ведение отчетности связано со значительными затратами на сбор и анализ информации, поэтому применяют автоматизированные сервисы. Самый простой вариант – использование готового сервиса в программе 1С.

Как построить управленческий учет

Систему отчетности выстраивают поэтапно, чтобы учесть все важные для конкретного предприятия и руководящего состава аспекты. Прежде всего утверждают цели и задачи и определяют соответствующий индивидуальным особенностям бизнес-модели и принципам организации управленческого учета тип.

На втором этапе выбирают объекты и ключевые финансовые показатели, а также степень вовлеченности бухгалтерии в процессы внутренней отчетности. Порядок составления фиксируют в отдельном документе, который заверяет руководитель компании, он же назначает ответственных лиц.

Перспективы внедрения

На этапе разработки и внедрения системы внутренних отчетов необходимо продумать варианты ее оптимизации в привязке к масштабированию компании или изменению модели управления. Поэтому важно учитывать еще один принцип – адаптивность отчетности под плановые изменения бизнеса.

Ошибки и проблемы при внедрении систем автоматизации управленческого учета

Основные ошибки можно разделить на три категории: организационные, методические и технические. Первые часто связаны не только с некорректным учетом, но и с недостатками модели управления в целом. Технические ошибки автоматизации становятся следствием неправильно выбранного программного обеспечения или отсутствия четкой системы бухгалтерского или оперативного учета.

Чтобы избежать ошибок и грамотно внедрить управленческий учет на предприятии, можно обратиться к специалистам. Компания «Инфинанс» оказывает комплекс услуг по юридическому, бухгалтерскому, налоговому сопровождению организаций различных форм собственности. Специалисты проконсультируют, помогут выбрать оптимальную модель учета либо внедрят ее под ключ.

Организация управленческого учета в компании упрощает взаимодействие собственника или руководителя с подчиненными, потенциальными партнерами и кредиторами, а также ускоряет темпы роста бизнеса за счет оперативного выявления точек проседания в консолидированном отчете.

блог
Добавить комментарий

    Записаться на диагностику бизнеса